Симакова Наталья
Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом»
▼ Скачать + Заказать документы
11 августа. День строителя.
Итак, Вы купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребёнку сразу, для самостоятельной игры! Почему!
Сначала - научите ребёнка узнавать каждую деталь и складывать все детали строителя, в коробку. Зачем?
В дальнейшем умение ребёнка убирать детали по порядку сэкономит его и Ваше время и поможет сохранить игровой материал! Как выполнить совет? Попробуйте поиграть!
Публикация «Практическое руководство для родителей дошкольников „Как играть с ребёнком со строительным материалом“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Строительный материал
- Строительный материал. Конспекты по конструированию
- Темочки
Первое знакомство длится не более 10 минут, чтобы у ребёнка осталось ощущение, что он не доиграл.
Родитель: «Смотри, это СТРОИТЕЛЬ. А коробка - это его ДОМ. Давай посмотрим, КТО живёт в этом «доме». Это кирпичики. два ряда. какого цвета., где лежат. да, у короткой стороны коробки или длинной? У короткой. А это- кубики. какого цвета? Сколько рядов кубиков? Это призма, похожа на крышу. Повтори, как называются эти формы. Две большого размера, какого цвета призмы? А две маленькие, какого цвета? (и так каждую фигуру).
В «доме» хорошо живётся только тогда, когда в нем ПОРЯДОК, каждая фигура живёт в своей «квартире». Красиво, когда порядок!»
Трехлетнему малышу предложите: «Матрёшка шла, шла, устала. Давай построим для неё стульчик. Найди в коробке кубик. Это сиденье. А теперь возьми кирпичик. Сделай спинку (не торопитесь, понаблюдайте, как ребенок пытается детали соединить). Прижми кирпичик к кубику, тогда ПРОЧНО будет.
А еще можешь сделать стульчик для кошечки? А для этой? А теперь уберём в коробку строитель: я кирпичики, а ты кубики. Смотри, опять в доме стало красиво, «все жильцы в своих квартирах живут».
С четырехлетним ребенком позанимайтесь так же. Предложите ему построить под Вашим руководством кроватку, мостик.
Пятилетнему и шестилетнему игроку - домик для матрешки, кошечки.
Короткая встреча вызовет у ребенка желание еще раз поиграть, чтобы, как ему кажется, наиграться вдоволь. Но это не так, ибо умения строить у него ещё нет.
Вторая встреча длится тоже не более 10-15 минут.
Родитель: «Помнишь, чей это «дом»? Кто там живёт? Кирпичики, кубики, а это. Призма. Цилиндр. Пластина. Конус. (ребёнок берёт в руки каждую, обследует ее). Что мы вчера строили? Стульчик. Умеешь? Покажи. А диванчик можешь построить? Давай вместе построим горку с лесенкой. Сначала положу два кирпичика, а на них поперёк один кирпичик, чтобы лесенка была прочной. Положу призму, чтобы получился скат. Поставлю перила, чтобы матрёшке не страшно было спускаться. Что же получилось? Горка. А как сложить строитель в коробку, помнишь? Давай сложим вместе, кто быстрее уберёт: я буду сегодня убирать кубики, а ты кирпичики и призмы. Завтра построим ещё. Красиво в коробке. Порядок!»
Третья встреча тоже в пределах 15 минут отводится на раскрытие разной степени устойчивости деталей и их сочетанию между собой.
Родитель: «Строить будем? Это что. Кубик. Так стоит., а так. тоже стоит, кубик очень устойчив, как ни поставишь - не падает. А найди кирпичик. Где он живет в коробке-домике? Вот как быстро ты нашел. Положи на широкую сторону. лежит. А поставь на узкую, короткую сторону, вот так, (дуньте). ой, упал, непрочно стоял. А как ещё его можно поставить, ну-ка попробуй! А призма? А цилиндр?. Давай домик построим. Для кого?».
Вы строите, а ребенок подаёт детали, которые Вы называете. Когда закончите, обратите внимание на то, что для Вас очень важен РЕЗУЛЬТАТ СТРОИТЕЛЬСТВА.
Родитель: «Получился домик? Какой? Стенки есть? Тёплый. Окна есть? Светлый. Потолок есть? Дождик не замочит. Дверь есть? Удобно входить и выходишь. Крылечко есть? Высоко дом от земли, тёплый пол. Завалинка около стенок есть? Завалинки сделаны стенки прочными, да к тому же на них можно посидеть и отдохнуть матрешке и её кошечке».
Задача последующих встреч -
содействовать тому, чтобы ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия в течение длительного времени, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек.
Сначала надо раскрыть действие основного закона архитектуры, который сформулировал древнеримский архитектор Витрувий в трёх словах: полезность, прочность, красота.
ПОЛЕЗНОСТЬ
- постройки могут быть разного назначения: для человека - жилые дома, дворцы, здания служебные, гаражи, мосты, парки и т. д., для животных - ферма, птичник, конюшня и т. д. ;
ПРОЧНОСТЬ
- конструкция будет прочной, если строить её, соблюдая правила:
1 правило - все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу;
2 правило - основание конструкции (фундамент, 1 этаж, опоры, нужно делать прочным. А каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде.
3 правило - все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями (кубиками, призмами, кирпичиками и др., образно говоря, «завалинками».
4 правило - пластину (покрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями и придавить её сверху какой-нибудь деталью.
5 правило - второй ряд деталей укладывается, как на ступеньках лесенки - поперёк.
6 правило - стык деталей нужно укрепить, придавив другой деталью.
7 правило - недостающие детали можно заменить другими формами. Надо показать способы замещения деталей.
Родитель: «Кончились кубики, давай подумаем, ИЗ ЧЕГО, КАКОЙ ФОРМОЙ МОЖНО ИХ ЗАМЕНИТЬ?»
КРАСОТА -
постройка должна быть гармоничной по формам и цвету.
Покажите уже 3-летнему малышу, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте и объясняйте, почему такая комбинация деталей и их цвета Вам кажется красивой.
Потраченное время на такую работу с ребёнком принесёт ещё больше пользы, если и
Вы, и ребёнок проговариваете процесс и результат строительства:
1. (О замысле) Что решили с тобой построить? Для кого? Зачем ему это надо?
2. (О материале) Из чего будем строить?
3. (Об инструментах) Чем будем строить?
4. (О последовательности возведения конструкции) Что сначала положим, что потом.
5. (О результате) Доволен ли ты нашей постройкой? Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой?
После постройки дайте поиграть в неё ещё минут 10 и предложите убрать!
Конечно, хорошо, если у ребёнка есть стол, на котором он может сохранять конструкцию несколько дней и обыгрывать её. Но, как только произошло разрушение, он тут же должен её убрать. Убирается постройка и тогда, когда Вам пришла идея усложнить задачу конструирования. Главное - теперь он может самостоятельно подолгу заниматься т строителем. Играйте вместе с малышом и это время не пройдёт даром! Вы научитесь понимать друг друга и у вас будут общие интересы!