МААМ-картинки

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Анастасия Кулакова
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Публикация «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника» размещена в разделах

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое нахо-дишь?»

Может быть, мы - папы и мамы, ба-бушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать?

Для того чтобы дети не потеряли ин-терес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с воз-растом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое нахо-дишь?»

Может быть, мы - папы и мамы, ба-бушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать?

Для того чтобы дети не потеряли ин-терес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление иссле-довать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испач-каются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Опыт№3

Содержание опыта: Закрепить с ребенком понятие ветра. Опустите парусные кораблики (хорошо, если паруса у них разноцветные) на воду. Ребенок дует на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это ребенок может продемонстрировать)

Опыт №4

Содержание опыта: Закрепить понятие ветра. А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором) Хорошо показать картинки с изображением женщин в костюмах прошлого века, с веером.

Опыт № 5

Содержание опыта

Показать ребенку, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представле-ние о семи цветах радуги.

Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бока-лом солнечный свет. На листе бумаги по-явятся цветные полосы радуги.

Опыт № 6

Содержание опыта

Выяснить способность магнита притяги-вать некоторые предметы. Взрослый де-монстрирует фокус: металлические пред-меты не падают из рукавички при разжи-мании руки. Вместе с ребенком выясняет почему. Предлагает ребенку взять пред-меты из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рука-вичка перестает быть волшебной. Опре-деляют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Ребенок рассматривает рука-вичку, находит магнит, пробует приме-нить его.

Такие опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных свя-зей.

Публикации по теме:

Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста Опыт работы: воспитателя Зайцевой Е. В. «Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего возраста»..

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников». Одна из важных задач современного дошкольного.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Организация совместной деятельности взрослых и детей в познавательном развитии Детство – незабываемая, интересная пора. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы.

Роль дидактической игры в развитии дошкольникаРоль дидактической игры в развитии дошкольника ЦРД «Стрижи» Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д.

Роль игры в развитии интеллекта дошкольника Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения.

Роль музея в познавательном развитии дошкольников Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о роли музеев в познавательном развитии дошкольников. В дошкольном образовании сегодня.

Роль экспериментальной деятельности в развитии детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок комбинированного вида» города Белово» (МБДОУ детский.

Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта научного.

Роль дидактической игры в развитии дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «РОЛЬ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 12:44
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кулакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД