МААМ-картинки

Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей

Елена Полякова
Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта научного знания. С этим связано стремление родителей как можно лучше подготовить детей к школе : научить их читать, писать и считать.

Публикация «Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей» размещена в разделах

Одной из характеристик интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка является словарный запас. Большой словарный запас – одновременно результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Тесная связь мышления и речи неоднократно подтверждено во многих исследованиях. Развитая речь – необходимое условие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и детьми) ребенка.

На что в первую очередь обращают внимание учителя в школе? На речь ребенка. На то, как ребенок рассуждает, объясняет, доказывает, строит предложения, насколько богата и разнообразна его речь. В идеале речь ребенка должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной и богатой. А что получается на самом деле? Речь наших детей : односложная – состоящая из одних простых предложений, бедная – недостаточный словарный запас, дети не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить описательный или сюжетный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а в школе это умение просто необходимо, речь не выразительна – не умеют использовать интонации, где-то произнести с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, у детей плохая дикция – не выговаривают звуки, что потом скажется на письме.

Опыт работы с детьми с диагнозом ОНР показал, что наибольшую помощь в решении этих проблем может оказать экспериментирование. Именно экспериментальная деятельность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах, установлении закономерностей и взаимозависимостей. Она вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Именно в ходе экспериментальной деятельности происходит формирование словесно-логического мышления детей с опорой на наглядно-образные способы познания, обогащение словаря и, в конечном итоге, развитие связной речи. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Попробуйте сами провести небольшой эксперимент. Вам понадобится полоска обычной бумаги. Что надо сделать, чтобы полоска могла стоять, а не лежать на столе (Надо сложить полоску, придав ей необходимую жесткость.) И хотя это был скорее не эксперимент, а решение проблемной задачи, вы в процессе решения этой не сложной задачи испытали определенные чувства, эмоции. Скорее всего, это будут эмоции положительные и радость (удовольствие) от того, что вы справились с этой задачкой. Этот несложный опыт показывает на практике, что манипулируя с предметом, ребенок получает огромное удовольствие от самостоятельно сделанного открытия. Это пробуждает в нем желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности (в описанном опыте это знакомство со свойствами бумаги и как их можно изменить). Проведя этот опыт, вы на собственном опыте сможете убедиться, насколько положительно эмоциональную окраску дает экспериментирование. А эмоции – это та самая энергия, которая необходима не только для речевого, но и интеллектуального развития ребенка.

Если вас заинтересовала эта информация, то предлагаю различные опыты, проведение которых в детском саду затруднительно по каким-либо причинам (например нет холодильника для приготовления льда). Алгоритмы опытов вы сможете найти на нашем сайте.

В заключении хотелось бы пожелать, чтобы все родители следовали совету В. А. Сухомлинского : «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия «Связная речь» «Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста». Сущность понятия «связная речь» состоит в том что- связная.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста Овладение родным языком - одно из важных приобретений ребенка дошкольника. Дети в обществе проявляют индивидуальные особенности, способствующие.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно — экспериментальной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Росинка» Консультация для родителей «Роль семьи в.

Консультация для воспитателей «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Презентация «Мастер-класс для молодых педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у дошкольников» На базе МДОУ № 56 г. Ярославля был организован и проведен мною мастер-класс для молодых специалистов детского сада. Тема мастер-класса "Роль.

Роль дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Игры по звуковой культуре речи» Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка.

Роль песочной терапии в развитии речи детей Речь-это одна из важнейших функций психики. И от того, насколько она развита, зависит, может ли человек свободно излагать свои мысли, полноценно.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенкаРоль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка Театр – это любимое зрелище для детей. Театр привлекает детей своей яркостью, красочностью. Исполняя роль в постановке у ребенка развивается.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста» Составила: воспитатель Шишкина Наталья Александровна.

Роль экспериментальной деятельности для познавательного и личностного развития детей Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 15:53
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Полякова (УИ 273319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД