Елена Полякова
Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта научного знания. С этим связано стремление родителей как можно лучше подготовить детей к школе : научить их читать, писать и считать.
Публикация «Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одной из характеристик интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка является словарный запас. Большой словарный запас – одновременно результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Тесная связь мышления и речи неоднократно подтверждено во многих исследованиях. Развитая речь – необходимое условие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и детьми) ребенка.
На что в первую очередь обращают внимание учителя в школе? На речь ребенка. На то, как ребенок рассуждает, объясняет, доказывает, строит предложения, насколько богата и разнообразна его речь. В идеале речь ребенка должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной и богатой. А что получается на самом деле? Речь наших детей : односложная – состоящая из одних простых предложений, бедная – недостаточный словарный запас, дети не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить описательный или сюжетный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а в школе это умение просто необходимо, речь не выразительна – не умеют использовать интонации, где-то произнести с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, у детей плохая дикция – не выговаривают звуки, что потом скажется на письме.
Опыт работы с детьми с диагнозом ОНР показал, что наибольшую помощь в решении этих проблем может оказать экспериментирование. Именно экспериментальная деятельность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах, установлении закономерностей и взаимозависимостей. Она вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Именно в ходе экспериментальной деятельности происходит формирование словесно-логического мышления детей с опорой на наглядно-образные способы познания, обогащение словаря и, в конечном итоге, развитие связной речи. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Попробуйте сами провести небольшой эксперимент. Вам понадобится полоска обычной бумаги. Что надо сделать, чтобы полоска могла стоять, а не лежать на столе (Надо сложить полоску, придав ей необходимую жесткость.) И хотя это был скорее не эксперимент, а решение проблемной задачи, вы в процессе решения этой не сложной задачи испытали определенные чувства, эмоции. Скорее всего, это будут эмоции положительные и радость (удовольствие) от того, что вы справились с этой задачкой. Этот несложный опыт показывает на практике, что манипулируя с предметом, ребенок получает огромное удовольствие от самостоятельно сделанного открытия. Это пробуждает в нем желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности (в описанном опыте это знакомство со свойствами бумаги и как их можно изменить). Проведя этот опыт, вы на собственном опыте сможете убедиться, насколько положительно эмоциональную окраску дает экспериментирование. А эмоции – это та самая энергия, которая необходима не только для речевого, но и интеллектуального развития ребенка.
Если вас заинтересовала эта информация, то предлагаю различные опыты, проведение которых в детском саду затруднительно по каким-либо причинам (например нет холодильника для приготовления льда). Алгоритмы опытов вы сможете найти на нашем сайте.
В заключении хотелось бы пожелать, чтобы все родители следовали совету В. А. Сухомлинского : «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Благодарю за внимание.