Елена Зайцева
Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы: воспитателя Зайцевой Е. В.
«Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего возраста».
2019г.
Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Развивающая среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, возрастных особенностей и уровня активности.
Публикация «Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Известный педагог Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»
Педагогам в детском саду нужно так смоделировать предметно-пространственную среду, чтобы она максимально способствовала развитию личности каждого ребёнка.
Под РППС понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщена разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровым материалом. Она должна обеспечивать разнообразную игровую, двигательную, творческую, продуктивную и речевую деятельность ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
Содержательно-насыщенной;
Трансформируемой;
Полифункциональной;
Вариативной;
Доступной;
Безопасной.
Хочу поделиться своим опытом о роли предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего возраста.
Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира. Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Я работаю на группе младшего возраста.
Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства, поступки. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению – что и предполагает познавательное развитие.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного отношения к миру, к людям, к себе.
В моей группе имеются следующие центры, влияющие на познавательное развитие дошкольников :
Центр «Юный художник».
Развивать интерес к изобразительной деятельности, познавательной мотивации, любознательности; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Оборудование: Изобразительные средства, трафареты, раскраски, дидактические игры, альбомы с «Дымковской» росписью.
Центр «Театр».
Создать все условия для развития самостоятельной творческой активности детей в группе. Развитие артистических способностей у детей. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт. Приобщение детей к театру.
Оборудование: Ширма, театр на фланелеграфе, разные виды театра (пальчиковый, оригами, би-ба-бо, настольный, на лопатках, маски и т. д.).
Центр «Строители».
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности.
Оборудование: разные виды конструктора, разные виды транспорта, разные схемы мостов, ворот, домов.
Центр «Воды и песка».
Обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой. Развивать тактильную чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт.
Оборудование: Специальные игрушки: формочки, ведерки, воронки. Бутылочки с песком для пересыпания, тазики.
Центр «Природа».
Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
многообразие бросового природного материала : косточки, семечки, различные крупы, семена, шишки, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки. Различные дидактические игры : например, "Круглый год", "Где чей домик?", "Кто где живёт?", "Времена года", "Ассоциации" и многие другие. Разнообразные наглядно - дидактические пособия : "Что перепутал художник?", "Овощи", "Фрукты","Что растёт в саду». "Загадки о животных и растениях", "Рассказы о животных", художественная литература о жизни животных в разное время года. Так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов.
Центр «Сенсорика».
Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию, творческую активность. Формировать познавательные действия, представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный чувственный опыт.
Оборудование: игровые наборы форма, цвет, размер. Шнуровки, мозайка, цветные плашки, чудесные мешочки. Разрезные картинки: геометрические фигуры.
Д. И. «одень куклу», «собери пирамидку», «какая фигура лишняя».
Познавательная функция РППС – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность. Развивающая предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
Для обогащения РППС совместно с родителями, создаем сенсорную книгу, т. к. тактильное восприятие является одной из форм общения ребенка с окружающим миром.