Лучший педагог года

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Светлана Зайцева
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей» Консультация для воспитателей ДОУ

Светлана Владимировна Зайцева

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей“» размещена в разделах

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что в детских садах воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие - подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру исполнения песен, танцев, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовывают свои действия ни с характером музыки, ни со средствами музыкальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети организуют игры в «концерт», «музыкальное занятие». Конечно, в таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальной деятельности : пение песен, проведение хороводной игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.

Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, магнитофонные и грамзаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы.

Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др.

В таком «уголке» средней группы должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару, дирижерская палочка. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.

В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, молоточки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Пособия для старших детей, по определению Н. А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор, а также те, которыми ребенок может пользоваться са-мостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности на музыкальных занятиях. Самостоятельные проявления малышей еще весьма ограничены: они в основном только имитируют действия взрослого в играх, напевают песни, занимаясь с игрушками, с посильной выразительностью исполняют танцевальные элементы.

У детей 4-5 лет самостоятельность на занятиях выражается прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, плясок третьего этапа обучения. Но сюжетные игры, инсценировки песен дети самостоятельно выполняют с первого этапа обучения на основе образного слова педагога и слушания музыкального произведения. Они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.

В средней группе в часы отдыха, игр дети могут разыгрывать короткие сценки на музыкальную тематику с обычными игрушками или персонажами кукольного театра; инсценировать знакомые сказки, стихи, сопровождая их песенками, прибаутками; петь песни, водить хороводы, слушать пластинки (если умеют обращаться с проигрывателем, играть на металлофоне. Однако их интересы пока еще неустойчивы. Дети быстро переключаются с одного дела на другое, зачастую желание заняться музыкальной деятельностью возникает у них под влиянием случайных ассоциаций.

Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от правильного, стремятся сделать его более выразительным, а на занятиях по развитию творчества сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофонах, инсценируют под пение педагога новые для них песни, сочиняют пляски-импровизации, дополняют новыми вариантами сюжетные игры, разыгрывают этюды. В играх и плясках с зафиксированными движениями они не просто выполняют ранее разученные фигуры или действия персонажей, а трансформируют их каждый по-своему. В их оценочных суждениях о качестве исполнения можно усмотреть стремление к эстетической привлекательности: «Не так, не так, не под музыку»; «Твой медведь заболел что ли?»; «Разве девочку так на танец приглашают?». У детей появляются устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, запас любимых произведений. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной жизни.

Старшим детям воспитатель помогает устраивать представления кукольного, теневого и других видов театра; разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать элементы костюмов, декораций. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети водят хороводы, играют в музыкальные игры, слушают радиопередачи. По просьбе детей воспитатель ставит пластинки с музыкальными произведениями. Дети играют на металлофонах песни Е. Тиличеевой «Небо синее», «Труба»; М. Блантера «Марш футболистов»; русские народные песни «Андрей-воробей», «Дождик». Часто напевают популярные песни, стремятся выразительно изображать персонажей игры, не просто подражая взрослому или друг другу, а комбинируя движения. Но их самостоятельная музыкальная деятельность продолжает оставаться малоустойчивой и требует поддержки со стороны воспитателя.

В подготовительной к школе группе самостоятельная музыкальная деятельность в быту приобретает синтетический характер. Например, дети по своей инициативе, слушая музыку по радио, начинают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофоне, маршируют и танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе детей воспитатель принимает участие в их самостоятельной деятельности : поет вместе с ними, ставит плас-тинки, помогает выбрать песню, пляску. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Для самостоятельной деятельности дети могут объединяться в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за советом и помощью к воспитателю. Расширяется их музыкальный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоятельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упражнения с отдельными танцевальными элементами, осваивают приемы игры на металлофоне, учат тексты и мелодии песен.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит :

-от имеющихся у детей умений и навыков;

-имеющегося оборудования в группах;

-продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.

Самостоятельная музыкальная деятельность осуществляется в процессе слушания музыки, сюжетно-ролевых игр, пения, исполнения хороводных плясок и игр, музыкально-дидактических упражнений, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки.

Беседу о прослушанном необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мышления. Вопросы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чем рассказала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чем думали? Везде ли музыка звучала одинаково? Какова музыка по характеру? Как надо петь эту песню и почему? и т. д. Вопросы ведут ребенка от восприятия произведения в целом к осознанию отдельных элементов музыкальной речи. Чем больше привлекается внимание к деталям произведения, тем полнее и конкретнее оно осмысливается и в результате развивается восприимчивость детей. Возможность как бы запечатлеть музыкальный образ, сделать его доступным, любимым, близким дает слово - беседа, проводимая педагогом. У детей возникает желание слушать данное произведение многократно.

С большим интересом относятся дети к слушанию грамзаписей. Почти весь репертуар программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста записан на пластинки. Прекрасное исполнение музыкантов, оркестровое звучание обогащают впечатления детей от уже знакомых произведений. Неоднократное, по просьбе детей, прослушивание инструментальных пьес, песен, узнавание их приводят к тому, что у детей формируется фонд любимых произведений.

Сюжетно-ролевые игры.

Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение музыки обогащает и углубляет ее содержание. В одних случаях, она как бы является иллюстрацией к действиям игры. Например, играя в «Семью», «мамы» поют детям колыбельные песни; празднуя «новоселье» в только что построенном доме, дети начинают пля-сать; пускаясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях («Пароходик», музыка Н. Леви).

В других случаях, в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников. Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия». В игре в «оркестр» выбирают «дирижера» и под его руководством исполняют знакомые песни или мелодии на различных воображаемых музыкальных инструментах : балалайке, скрипке, трубе, пианино, барабанах. Играя в «музыкальное занятие», дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, проводят хороводные игры, оценивая исполнение друг друга. Одним детям приятно быть в роли учащего, другим - интересно овладеть способом выполнения игры, пляски, доучить текст песни. Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявить интересы детей. Обычно дети исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своему исполнению и к пению товарищей. В играх дети поют без музы-кального сопровождения, что очень ценно для развития музыкального слуха. Но инициировать внесение детьми музыкальных моментов в игру, а также проведение игр с музыкальной тематикой должен воспитатель. Он же заботится о наличии в группе специального оборудования и музыкальных игрушек, с которыми дети проводят игры в театр, концерты, телевизионные передачи. Воспитатель сообщает музыкальному руководителю, чем в данный момент заинтересовались дети, о каком событии, явлении с ними надо разучить песни.

Пение.

Дети любят напевать не только знакомые песни во время игр, но и придумывать свои незатейливые мелодии. Особенно часто это можно наблюдать при изображении ими «игры на проигрывателе», проведении дидактических упражнений с настольно-пе-чатным материалом («Музыкальное лото», «Кто скорее», «Спой песенку»). В старших группах дети любят петь песни, положив на «пюпитр» импровизированного инструмента или музыкальной игрушки нотный сборник с картинками или картинку, иллюстрирующую содержание знакомой им песни. Все эти пособия должен изготовить воспитатель, периодически менять их, чтобы поддерживать интерес к ним детей.

Исполнение хороводных игр и плясок.

Хороводные игры и пляски, разучиваемые на занятиях, предоставляют детям широкие возможности для самостоятельной музыкальной деятельности. Обычно они построены на простых народных мелодиях с легко запоминающимся текстом. Дети быстро усваивают их на занятиях и с удовольствием исполняют по собственной инициативе в повседневной жизни. Они и забавляют, и радуют детей, и украшают их быт. Такие произведения, как «Поезд», музыка Метлова, «Теремок», украинская народная мелодия, «Мы в зеленые луга пойдем», музыка Н. Леви, «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Ворон», «Ходит Ваня», «Каравай», русские народные мелодии и др., становятся любимыми у детей, их они исполняют по собственной инициативе, проявляя при этом творческую инициативу. Воспитателю следует обратить внимание детей на качество пения, движений, иногда предложить им помочь в изготовлении деталей костюмов, атрибутов и игр, «чтобы было еще красивей».

Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети с удовольствием исполняют по собственному желанию несложные мелодии на различных музыкальных инструментах, особенно металлофонах. Они слышат звучание игрушек-инструментов во время проведения педагогом музыкально-дидактических игр, обучаются приемам игры на групповых и индивидуальных занятиях. Поэтому они не только используют металлофон и другие инструменты в своих играх «в концерт», «музыкальное занятие», исполняя при этом уже усвоенный материал, но и подбирают самостоятельно хорошо знакомые им мелодии песен и танцев. Воспитатель и сам может сочинить пьесу и предложить детям оценить его творчество, устроить соревнование на сочинение самого выразительного марша или плясовой.

Музыкально-дидактические упражнения.

Самостоятельное выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражнений, особенно с настольно-печатным материалом, повышает их ин-терес к пению, позволяет находить оригинальные решения музыкально-сенсорных заданий.

Воспитатели должны чаще обращать внимание детей на их звуковое окружение: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Для тренировки внимания рекомендуется провести игры: «Что мы слышим вокруг себя?»; «Кто что услышал?»; с игрушками типа «Чудесный мешочек», картинками на темы знакомых песен, набором грампластинок для узнавания музыкальных произведений, определения характера музыки, средств выразительности.

С применением грамзаписи (если обучены обращению с проигрывателем) и без нее дети самостоятельно могут проводить игровые упражнения «Узнай, из какой песни слова», «Я начну, а ты закончи». Они очень простые по замыслу, однако приучают детей внимательно слушать слова, узнавать мелодию, развивают музыкальную память.

С применением картинок дети могут проводить такие игровые ; упражнения, как «С хороводом, с песней жить интересней», «Спой песенку», «Кто скорее?», «Музыкальное лото». Пособия для упражнений изготавливает воспитатель с учетом индивидуальных особенностей детей группы, их потребностей.

Для того чтобы успешно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью, дети должны знать такой музыкальный материал, который отвечал бы их интересам и возможностям. Например, их репертуар песен должен соответствовать тематике привлекательных игр, бытовой деятельности, отражать впечатления об окружающей жизни. Это песни о маме, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках, о животных и птицах, трудовых процессах, городском транспорте, игрушках. Воспитателю следует поощрять инициативу детей даже тогда, когда их деятельность несовершенна, но в то же время обращать внимание на фальшивое пение или беспорядочный стук по инструментам. Замечания по этому поводу надо делать тактично, не выделяя одного из детей, отмечать малейшие качественные сдвиги в той или иной музыкальной деятельности. Воспитатель должен выяснить, кто из детей и как музицирует дома, какие зрелищные мероприятия они посещают с родителями, какую музыку слушают. Следует проконсультировать родителей по организации «музыкального уголка» в семье, по слушанию музыки, репертуару песен. Получив поддержку взрослых, дети почувствуют себя увереннее, с желанием будут заниматься самостоятельным музицированием. Однако практика показывает, что некоторые дети совершенно не занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью. Это - результат особенностей характера или заторможенности из-за грубого окрика, насмешки взрослого или сверстников при первых неудачных попытках в области музицирования. К таким детям требуется повышенное внимание, необходимо организовать с ними индивидуальные занятия. Детям же, преувеличивающим свои возможности, надо предлагать более сложные задания, требующие значительных усилий. В любом случае важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его характера, способностей. На развитие самостоятельной музыкальной деятельности огромное влияние оказывает качество работы музыкального руководителя и воспитателя на занятиях, использование ими творческих заданий, тесный контакт с родителями детей.

Используемая литература:

1. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2010.-320 с. (Учебное пособие)

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. ,2005

3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольника / Под ред.

Н. А. Ветлугиной. М. ,1980

4. Дубровская Е. А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 2005.

5. Зимина А. Н., Рычкова Н. А. Музыкальное воспитание детей в России.

М., 2007.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе» Воспитатель всегда знает, чем занять и как увлечь малыша, помочь ему справиться с расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют,.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Опубликовано: 30 января 2020 в 22:03
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД