Приложение МААМ

Музыкальное занятие симфоническая сказка «Петя и волк»

Ольга Пометова
Музыкальное занятие симфоническая сказка «Петя и волк»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

музыкального занятия в подготовительной к школе группе

«Симфоническая сказка

«Петя и волк"

Цель: развитие творческих способностей у детей средствами музыки

Задачи:

- познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами;

- развивать творческое воображение детей путем восприятия музыки, характеризующей музыкальные образы;

- поощрять проявления речевой активности детей в музыкальной деятельности, расширять словарный запас детей;

- воспитывать культуру слушания музыки, создать атмосферу творчества.

Оборудование: картинки музыкальных инструментов, мультимедийный проектор, компьютер

№ Этапы работы Содержание этапа

1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

- подготовиться к совместной музыкальной деятельности на занятии

Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе:

- способствовать подготовке детей к музыкальной деятельности;

- создать условия для готовности детей к сотрудничеству в музыкальной деятельности.

Задачи:

-- создать эмоциональный настрой;

- создать мотивационную ситуацию для достижения цели занятия;

- обеспечить доброжелательную обстановку.

Методы:

- словесные:

- эмоциональный тон музыкального руководителя;

- четко и правильно сформулированные вопросы. Наглядные:

- просмотр слайдов (презентация);

(Дети под музыку входят в зал.)

Музыкальный руководитель (пропевает): Здравствуйте, ребята!

Дети (пропевают): Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале.

Коммуникативный танец

Музыкальный руководитель: Наши дети ровно встали,

Руки «здравствуйте» сказали!

(Музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок, дети повторяют хлопками.)

Музыкальный руководитель: Дети руки опустили,

А ножки «здравствуй» повторили!

(Музыкальный руководитель топает ритмический рисунок, дети повторяют ногами.)

Музыкальный руководитель: Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное.

Музыкальный руководитель:

Внимание, внимание! Приглашаю всех ребят.

Сегодня со мною вместе в сказке побывать!

- А чтобы вам было легче узнать, в какую сказку мы попадем, я загадаю вам загадку. Из какого произведения эти строки? (Слайд 2)

«За глаза хвалили Петю, Петя похвалу заметил,

Был обрадован он этим: Я один такой на свете!

Самый смелый я из всех!

Не боюсь я никого, даже Волка самого!» (Ответы детей – это сказка про Петю и волка.)

2. Повторение изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

-- понимать практическую значимость изучаемого материала

Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе:

- оказать помощь детям в овладении соответствующими материалами занятия.

Задачи:

- познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»;

- развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения:

- поощрять проявление речевой активности детей в

музыкальной деятельности;

- побуждать детей эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

- воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

Методы организации:

- словесные; ситуативно-наглядные; ИКТ

Методы стимулирования: похвала, одобрение;

Музыкальный руководитель:

- Конечно же, это симфоническая сказка «Петя и волк».

– А кто написал её? (Ответы детей – Прокофьев С. С.) (Слайд 3)

(Звучит главная тема сказки, дети выполняют ритмические движения.)

Музыкальный руководитель: Ну, вот под первые нотки музыки мы и оказались в стенах нашей сказки вместе с героями. (Слайд 4)

- Ребята, вы узнали их? Кто же они? (Ответы детей - Петя, его дедушка, птичка, кошка и др.)

Музыкальный руководитель: А, как вы думаете, ребята, почему автор назвал сказку «симфонической»? (ответы детей - потому что сказку исполняет симфонический оркестр, потому что эта сказка необычная, которую мы читаем, а музыкальная).

Музыкальный руководитель: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра, в котором играют на симфонических инструментах. Композитор, С. С. Прокофьев, был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, что же такое симфонический оркестр? (ответы детей - в этом оркестре играют самые разные инструменты, они разные по величине, разные по звучанию)

- Посмотрите, ребята, на слайд - сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. (Слайд 5)

- Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. (Слайд 6)

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами поиграем в игру «Узнай инструмент»

Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»

(Среди множества инструментов, дети должны выбрать инструменты симфонического оркестра.)

Музыкальный руководитель: Молодцы, справились с заданием. Давайте теперь остановимся на нашем оркестре, какие же инструменты присутствовали именно в нашей сказке? Выберите карточки с их изображением. Проверьте на слайде – правильно ли вы выполнили задание? (Дети выбирают карточки, проверяют с теми, что на слайде.)

(Слайд 7)

Музыкальный руководитель: Какие молодцы, ребята!

У каждого героя есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т. е. тембром. Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы мне будете отвечать, какого героя изображает инструмент, который я назову, или наоборот.

Музыкальный руководитель:

Скрипки запоют квартетом - на лужайку вышел … Петя.

У фагота бас густой – это … дедушка седой.

Флейта тоненько звучит – это … птичка к нам летит.

Утка крякает с утра - вместе с ней … гобой: "кря - кря".

Если слышишь звук кларнета, кто крадётся? - … кошка это.

Слышишь ты валторны вой - … волк из лесу вышел злой.

Барабаны застучат - то … охотники палят.

Музыкальный руководитель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию».

Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»

(Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема.)

(Слушание).

Музыкальный руководитель Послушайте и расскажите, кокой звучит инструмент, кого он изображает в сказке, что бы можете рассказать об этом герое сказки, какая звучит мелодия? (варианты ответов детей

- тема Пети. Исполняют скрипки. (Слайд 8) Петя – главный герой сказки, веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. (Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).

Музыкальный руководитель: Вы сказали только скрипки, но я вас хочу поправить, тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

(Слушание).

Музыкальный руководитель: А что же это за герой? (варианты ответов детей - тема дедушки, исполняет его фагот. (Слайд 9) Дедушка, кажется, сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.

Музыкальный руководитель: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Ребята, определите, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

(Слушание).

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (варианты ответов детей - это – птичка. (Слайд 10) Мелодия звучала быстро. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

Музыкальный руководитель: Какое настроение у Птички? (варианты ответов детей - веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Музыкальный руководитель: Какой инструмент исполняет Птичку? (варианты ответов детей - флейта – духовой инструмент. (Слайд 11)

Музыкальный руководитель: Кому из героев сказки принадлежит эта тема?

(Слушание).

(варианты ответов детей – это Кошка)

Музыкальный руководитель: Почему вы решили, что это кошка? (Слайд 12) (варианты ответов детей - мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Музыкальный руководитель: Какой инструмент исполняет Кошку? - кларнет. (Слайд 13)

Музыкальный руководитель: Кого из героев сказки изображает следующая мелодия?

(Слушание.) (варианты ответов детей - Уточка! (Слайд 14) мелодия неторопливая, утка идет, переваливается.

Музыкальный руководитель: Какой инструмент, исполняет тему Уточки?

Дети: Гобой. (Слайд 15)

Звучит тема волка.

Музыкальный руководитель: Ребята, кого же теперь нарисовала нам музыка?

(Дети отвечают.) (Слайд 16)

Музыкальный руководитель: А каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка? (валторны) (Слайд 17)

Музыкальный руководитель: Совершенно верно, их звучание, вполне напоминает рычание волка.

3. Изучение учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

- восприятие и запоминание изучаемого материала

Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе:

- содействовать усвоению детьми знаний, способов и действий, которые приведут к определенному выводу

Задачи:

познакомить с ударными инструментами симфонического оркестра;

- развивать музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения:

- побуждать детей эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

- воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

Методы организации:

- словесные; наглядные, ИКТ

Методы стимулирования — похвала.

Методы оценивания — самооценка.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы много говорили о героях сказки «Петя и волк». Но вот об одних героях мы так ничего и не сказали. Давайте прослушаем еще один отрывок.

Музыкальный руководитель: Тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны. (Слайд18)

Музыкальный руководитель: Произведение завершается всеобщим шествием героев. (Слайд 19) Сейчас мы его прослушаем.

(Слушание.)

4. Закрепление изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

-- закрепление в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий.

Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе:

- организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в измененных ситуациях.

Задачи:

- исполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой.

- побуждать детей к танцевальной импровизации.

- самостоятельно различать жанры музыкального произведения, через танцевальные движения менять движения в соответствии с частями музыки;

- добиваться слаженности движений в парах и по одному.

Методы организации:

- игровые; наглядные, ИКТ

Методы стимулирования – похвала.

Методы оценивания: - самооценка, взаимоконтроль, карточки - тесты.

Музыкальный руководитель Мы слушали музыкальные портреты всех персонажей, смотрели карточки, на которых эти герои были изображены, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого из персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

(Под заключительное шествие дети выполняют двигательные импровизации любого героя, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.)

Музыкальный руководитель Молодцы! Мне даже показалось, что я не в детском саду, а в театре смотрю симфоническую сказку. Вы так правильно выполняли импровизацию героев, их мимику, танец, движения. Очень хорошо!

5. Рефлексия

Цель:

- оказать помощь детям в осмыслении собственной деятельности, и личных достижений;

- организовать беседу с использованием вопросов, об их эмоциональным состоянием.

Музыкальный руководитель: Вот и заканчивается наше путешествие по симфонической сказке С. С. Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами.

И я предлагаю вам под музыку сказки отправиться в группу.

Публикации по теме:

Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят» ко Дню матери для детей подготовительной группы Авторская музыкальная сказка "Волк и семеро козлят" Дети вбегают в зал с осенними веточками в руках и встают двумя полукругами перед закрытым.

Детский мастер-класс «Петя-петя петушок»Детский мастер-класс «Петя-петя петушок» Добрый вечер,уважаемые коллеги!Я хочу предоставить вашему вниманию детский мастер класс"Петушок",который вам продемонстрирует Сева. П риближается.

Интерактивное наглядное пособие «Симфоническая сказка «Петя и волк»Интерактивное наглядное пособие «Симфоническая сказка «Петя и волк» Интерактивное наглядное пособие "Симфоническая сказка "Петя и волк" Многим знакома фраза: нет предела совершенству. Мы часто стараемся добиться.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Музыкальное занятие симфоническая сказка «Петя и волк»
Опубликовано: 28 февраля 2025 в 14:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное занятие симфоническая сказка «Петя и волк»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пометова (УИ 267983) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД