Ольга Пометова
Музыкальное занятие симфоническая сказка «Петя и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
музыкального занятия в подготовительной к школе группе
«Симфоническая сказка
«Петя и волк"
Цель: развитие творческих способностей у детей средствами музыки
Задачи:
- познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами;
- развивать творческое воображение детей путем восприятия музыки, характеризующей музыкальные образы;
- поощрять проявления речевой активности детей в музыкальной деятельности, расширять словарный запас детей;
- воспитывать культуру слушания музыки, создать атмосферу творчества.
Оборудование: картинки музыкальных инструментов, мультимедийный проектор, компьютер
№ Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- подготовиться к совместной музыкальной деятельности на занятии
Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе:
- способствовать подготовке детей к музыкальной деятельности;
- создать условия для готовности детей к сотрудничеству в музыкальной деятельности.
Задачи:
-- создать эмоциональный настрой;
- создать мотивационную ситуацию для достижения цели занятия;
- обеспечить доброжелательную обстановку.
Методы:
- словесные:
- эмоциональный тон музыкального руководителя;
- четко и правильно сформулированные вопросы. Наглядные:
- просмотр слайдов (презентация);
(Дети под музыку входят в зал.)
Музыкальный руководитель (пропевает): Здравствуйте, ребята!
Дети (пропевают): Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале.
Коммуникативный танец
Музыкальный руководитель: Наши дети ровно встали,
Руки «здравствуйте» сказали!
(Музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок, дети повторяют хлопками.)
Музыкальный руководитель: Дети руки опустили,
А ножки «здравствуй» повторили!
(Музыкальный руководитель топает ритмический рисунок, дети повторяют ногами.)
Музыкальный руководитель: Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное.
Музыкальный руководитель:
Внимание, внимание! Приглашаю всех ребят.
Сегодня со мною вместе в сказке побывать!
- А чтобы вам было легче узнать, в какую сказку мы попадем, я загадаю вам загадку. Из какого произведения эти строки? (Слайд 2)
«За глаза хвалили Петю, Петя похвалу заметил,
Был обрадован он этим: Я один такой на свете!
Самый смелый я из всех!
Не боюсь я никого, даже Волка самого!» (Ответы детей – это сказка про Петю и волка.)
2. Повторение изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
-- понимать практическую значимость изучаемого материала
Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе:
- оказать помощь детям в овладении соответствующими материалами занятия.
Задачи:
- познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»;
- развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения:
- поощрять проявление речевой активности детей в
музыкальной деятельности;
- побуждать детей эмоционально откликаться на музыкальное произведение;
- воспитывать культуру слушания симфонической музыки;
Методы организации:
- словесные; ситуативно-наглядные; ИКТ
Методы стимулирования: похвала, одобрение;
Музыкальный руководитель:
- Конечно же, это симфоническая сказка «Петя и волк».
– А кто написал её? (Ответы детей – Прокофьев С. С.) (Слайд 3)
(Звучит главная тема сказки, дети выполняют ритмические движения.)
Музыкальный руководитель: Ну, вот под первые нотки музыки мы и оказались в стенах нашей сказки вместе с героями. (Слайд 4)
- Ребята, вы узнали их? Кто же они? (Ответы детей - Петя, его дедушка, птичка, кошка и др.)
Музыкальный руководитель: А, как вы думаете, ребята, почему автор назвал сказку «симфонической»? (ответы детей - потому что сказку исполняет симфонический оркестр, потому что эта сказка необычная, которую мы читаем, а музыкальная).
Музыкальный руководитель: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра, в котором играют на симфонических инструментах. Композитор, С. С. Прокофьев, был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, что же такое симфонический оркестр? (ответы детей - в этом оркестре играют самые разные инструменты, они разные по величине, разные по звучанию)
- Посмотрите, ребята, на слайд - сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. (Слайд 5)
- Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. (Слайд 6)
Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами поиграем в игру «Узнай инструмент»
Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»
(Среди множества инструментов, дети должны выбрать инструменты симфонического оркестра.)
Музыкальный руководитель: Молодцы, справились с заданием. Давайте теперь остановимся на нашем оркестре, какие же инструменты присутствовали именно в нашей сказке? Выберите карточки с их изображением. Проверьте на слайде – правильно ли вы выполнили задание? (Дети выбирают карточки, проверяют с теми, что на слайде.)
(Слайд 7)
Музыкальный руководитель: Какие молодцы, ребята!
У каждого героя есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т. е. тембром. Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы мне будете отвечать, какого героя изображает инструмент, который я назову, или наоборот.
Музыкальный руководитель:
Скрипки запоют квартетом - на лужайку вышел … Петя.
У фагота бас густой – это … дедушка седой.
Флейта тоненько звучит – это … птичка к нам летит.
Утка крякает с утра - вместе с ней … гобой: "кря - кря".
Если слышишь звук кларнета, кто крадётся? - … кошка это.
Слышишь ты валторны вой - … волк из лесу вышел злой.
Барабаны застучат - то … охотники палят.
Музыкальный руководитель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию».
Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»
(Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема.)
(Слушание).
Музыкальный руководитель Послушайте и расскажите, кокой звучит инструмент, кого он изображает в сказке, что бы можете рассказать об этом герое сказки, какая звучит мелодия? (варианты ответов детей
- тема Пети. Исполняют скрипки. (Слайд 8) Петя – главный герой сказки, веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. (Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
Музыкальный руководитель: Вы сказали только скрипки, но я вас хочу поправить, тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
(Слушание).
Музыкальный руководитель: А что же это за герой? (варианты ответов детей - тема дедушки, исполняет его фагот. (Слайд 9) Дедушка, кажется, сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.
Музыкальный руководитель: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Ребята, определите, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
(Слушание).
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (варианты ответов детей - это – птичка. (Слайд 10) Мелодия звучала быстро. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Музыкальный руководитель: Какое настроение у Птички? (варианты ответов детей - веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Музыкальный руководитель: Какой инструмент исполняет Птичку? (варианты ответов детей - флейта – духовой инструмент. (Слайд 11)
Музыкальный руководитель: Кому из героев сказки принадлежит эта тема?
(Слушание).
(варианты ответов детей – это Кошка)
Музыкальный руководитель: Почему вы решили, что это кошка? (Слайд 12) (варианты ответов детей - мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Музыкальный руководитель: Какой инструмент исполняет Кошку? - кларнет. (Слайд 13)
Музыкальный руководитель: Кого из героев сказки изображает следующая мелодия?
(Слушание.) (варианты ответов детей - Уточка! (Слайд 14) мелодия неторопливая, утка идет, переваливается.
Музыкальный руководитель: Какой инструмент, исполняет тему Уточки?
Дети: Гобой. (Слайд 15)
Звучит тема волка.
Музыкальный руководитель: Ребята, кого же теперь нарисовала нам музыка?
(Дети отвечают.) (Слайд 16)
Музыкальный руководитель: А каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка? (валторны) (Слайд 17)
Музыкальный руководитель: Совершенно верно, их звучание, вполне напоминает рычание волка.
3. Изучение учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- восприятие и запоминание изучаемого материала
Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе:
- содействовать усвоению детьми знаний, способов и действий, которые приведут к определенному выводу
Задачи:
познакомить с ударными инструментами симфонического оркестра;
- развивать музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения:
- побуждать детей эмоционально откликаться на музыкальное произведение;
- воспитывать культуру слушания симфонической музыки;
Методы организации:
- словесные; наглядные, ИКТ
Методы стимулирования — похвала.
Методы оценивания — самооценка.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы много говорили о героях сказки «Петя и волк». Но вот об одних героях мы так ничего и не сказали. Давайте прослушаем еще один отрывок.
Музыкальный руководитель: Тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны. (Слайд18)
Музыкальный руководитель: Произведение завершается всеобщим шествием героев. (Слайд 19) Сейчас мы его прослушаем.
(Слушание.)
4. Закрепление изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
-- закрепление в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий.
Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе:
- организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в измененных ситуациях.
Задачи:
- исполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой.
- побуждать детей к танцевальной импровизации.
- самостоятельно различать жанры музыкального произведения, через танцевальные движения менять движения в соответствии с частями музыки;
- добиваться слаженности движений в парах и по одному.
Методы организации:
- игровые; наглядные, ИКТ
Методы стимулирования – похвала.
Методы оценивания: - самооценка, взаимоконтроль, карточки - тесты.
Музыкальный руководитель Мы слушали музыкальные портреты всех персонажей, смотрели карточки, на которых эти герои были изображены, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого из персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.
Пластическая импровизация
(Под заключительное шествие дети выполняют двигательные импровизации любого героя, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.)
Музыкальный руководитель Молодцы! Мне даже показалось, что я не в детском саду, а в театре смотрю симфоническую сказку. Вы так правильно выполняли импровизацию героев, их мимику, танец, движения. Очень хорошо!
5. Рефлексия
Цель:
- оказать помощь детям в осмыслении собственной деятельности, и личных достижений;
- организовать беседу с использованием вопросов, об их эмоциональным состоянием.
Музыкальный руководитель: Вот и заканчивается наше путешествие по симфонической сказке С. С. Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами.
И я предлагаю вам под музыку сказки отправиться в группу.