замира пшизова
Роль воспитателя в формировании патриотизма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль воспитателя в формировании патриотизма
у дошкольников»
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. От педагога данная работа требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.
Публикация «Роль воспитателя в формировании патриотизма у дошкольников» размещена в разделах
Любить или не любить Родину, мы не вправе раздумывать, ведь она у нас одна… Отрадно, что нравственно-патриотическое воспитание снова стало одной из главных задач дошкольного образования. Важно приобщать ребёнка с самых малых лет к культуре своего народа. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой он живёт. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Зная историю своего народа, они смогут в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма, чувство Родины очень многогранно по содержанию. В своей работе, мы – воспитатели должны включить комплекс задач:
• Воспитание у ребёнка привязанности и любви к своим близким и родным, т. е. к семье, дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу, родному краю и т. д. ;
• Учить бережно относиться ко всему живому;
• Воспитывать уважение к труду взрослых;
• Развивать интерес к народным традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о понятии: город, страна;
• Знакомить с символами города, области, страны;
• Развивать чувство гордости за успехи и достижения выдающихся людей своего города, области, страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Решая эти задачи, мы должны не только воспитывать нравственно-патриотические чувства, но и формировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины начинается с того, что ребёнок видит перед собой, от чего в его душе загорается огонёк радости, интереса… И, хотя многие впечатления ещё не может ребёнок глубоко осознать и пропустить через своё восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребёнка-патриота…
У каждого народа свои сказки, самобытные фольклорные произведения, через которые передаются из поколения в поколение нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие и т. д. Так, устное народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но способствует развитию личности в духе патриотизма.
Наша с вами задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему (природа, мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д). Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, приступая к работе по воспитанию любви к родному краю, педагог должен сам его хорошо знать. Каждый раз нам следует продумать, пропустить через себя и решить, что целесообразнее показать и рассказать детям. Ведь любой край, город, село неповторимы, в каждом месте свои природа, достопримечательности, быт, традиции …
Уже малыши 3-4 лет способны усвоить, как называются улица, где он живёт; где находится детский сад; какие объекты расположены на их улице (школа, аптека, магазин и т. д.). Детей старших групп мы должны знакомить с достопримечательностями, историческими местами, памятниками. Помочь детям понять, почему у городов, улиц свои названия, в честь кого-то названы или отражают какие-то события. Наша задача довести до сознания детей, что у каждого из нас есть своя маленькая родина – это там, где человек родился. Необходимо совершать экскурсии по городу, на природу, наблюдать за трудом взрослых Дети начинают проявлять интерес к семье, к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Работая в этом направлении, используя разные формы, методы и приёмы, мы должны держать тесную связь с родителями. Чаще организовать беседы, консультации, совместные экскурсии, конференции, семинары – практикумы и другие формы работы. Только при сотрудничестве с ними мы сможем воспитать из наших детей настоящих патриотов, любящих своих родных, умеющих уважать окружающих его людей, бережно относящихся к природе, готовыми в будущем стать защитниками своей земли…
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной край, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества, устного народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на занятиях – о Родине. Таким образом, роль педагога в формировании патриотического чувства ребенка очень велика. Обладая компетентными знаниями об истории страны и родного края, он способен донести ценность и значимость любви к своей стране и малой родине. Педагогу необходимо проводить разностороннюю и планомерную работу в этой сфере. В группе могут быть созданы мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией, создание подобных уголков родного края совместными усилиями детей, педагогов и родителей, способствует ощущению собственной значимости, причастности и ощущению единения с малой родиной.
Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Для повышения профессионального мастерства педагогов используются следующие формы : консультирование, семинары-практикумы, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями, внедряем в практику совместной деятельности взрослого и детей метод проекта и т. д.
Педагоги должны понимать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, ближайшим окружением ребенка. Необходимо использовать наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по району, экскурсии, наблюдение, рассказ воспитателя и решение проблемных ситуаций. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках.
Детство – важнейший период человеческой жизни, самобытный и неповторимый. От того, как пройдет детство ребенка, кто вел его в это время за руку, зависит, каким он станет человеком в будущем.