елена милохова
Роль сюжетно-ролевой игры в духовно-нравственном становлении старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Сообщение из опыта работы
на тему: «Роль сюжетно – ролевой игры в духовно – нравственном становлении старших дошкольников».
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в духовно-нравственном становлении старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
(в рамках городского методического объединения воспитателей старшего дошкольного возраста)
Выполнил: Милохова Е. П.
воспитатель первой
квалификационной категории
согласовано: Попенко В. А.
старший воспитатель ___
Дата проведения: 23 ноября 2017г.
Октябрьский,2017г.
(Слайд№1) Детство – важнейший период человеческой жизни
не подготовка к будущей жизни, а настоящая
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
(В. А. Сухомлинский)
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В нашем современном мире острой проблемой остаётся воспитание человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди!». Педагогические работники игру с давних пор считают мощным средством воспитания детей, в том числе и развития нравственных качеств, а также духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир.
Вся моя жизнь проходит в общении с детьми. Учитывая свой жизненный опыт, могу сравнить воспитание детей нашего поколения и нынешнего. Хочется отметить, что разница в воспитании очень большая. Войдя в автобус, видишь, как мама с сумками стоит, а ребенок, который в состоянии и постоять, сидит, как ребенок обзывает свою мать, требуя купить ему абсолютно ненужную вещь, как ребенок жестоко избивает беззащитное животное. Хочется исправить все это, объяснить родителям, что ребенок растет не сам по себе. Он - веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья - это целостный организм. И проблемы молодого росточка - это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви и мудрости. Поэтому, работая воспитателем, я решила глубже работать над темой «Духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста», чтобы помочь родителям и детям.
Наблюдения за обучающимися моей группы показали, что они играют примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям, в играх наблюдается много негатива, обучающиеся отображают вредные привычки родителей, неумение вести себя в обществе, жестокость, неуважение к старшим. Я сделала вывод, что у обучающихся нет еще своего жизненного опыта – они только повторяют в своих играх то, что видят вокруг себя. Исходя из этого, я поставила перед собой цель:
(Слайд№2) формирование и развитие у обучающихся духовно-нравственных качеств и коммуникативных умений, создание условий для воспитания доброты, сочувствия, отзывчивости, заботы через сюжетно-ролевые игры.
Задачи: продолжать знакомить обучающихся с профессиями взрослых;
учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
развивать способности планировать игровую деятельность, разворачивать сюжет и организовывать игровую обстановку;
развивать потребность и желание пробовать себя в позитивном, самостоятельном самовыражении;
привлечь малоактивных обучающихся;
способствовать снятию напряжения, развивать чувства уверенности;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
(Слайд№3) Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач проводила предварительную работу:
1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни обучающихся, на которых он испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду.
3) игры - упражнения, в которых обучающимся предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.
Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляю, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть обучающиеся. В игры внедряю специальные игровые ситуации, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от обучающихся проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам. В играх я стараюсь объединить обучающихся для совместной деятельности, показываю, как правильно нужно разговаривать, и показываю искреннюю заинтересованность происходящим. В ходе игры стараюсь задавать наводящие вопросы, напоминания, советы, направленные на подсказку обучающимся для возможной реализации игрового замысла. В сюжетно-ролевых играх, развиваю воображение, фантазию, стараюсь использовать игрушки - заменители.
Далее речь пойдет о сюжетно ролевой игре «Театр», - которая разработана на основе принципа интегративности всех образовательных областей, дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения, что обеспечивает развитие обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей его развития.
(Слайд№4) Данная игра комплексная, она содержит в себе сюжетно-ролевые игры : «Автобус», «Буфет», «Цветочный магазин» и направлена на расширение социального опыта, формирование нравственных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся. В сюжетно-ролевых играх старалась воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других. Предлагала ситуации для обогащения сюжета, обращаю внимание обучающихся на состояние тех, кто нуждается в заботе, помощи, уходе, поощряла обучающихся, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.
(Слайд№5) В подготовительной части сюжетно-ролевой игры «Театр» знакомила обучающихся с театром, с театральными профессиями с помощью бесед, иллюстраций и компьютерных презентаций, читала художественную литературу по теме, составляли ролевые диалоги по иллюстрациям, смотрели театрализованное представление с участием родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по сказке «Репка», просматривали театральные постановки в детском саду на неделе театра и разбирали увиденные сказки. Задача, которую ставила пред собой на этом этапе: обратить внимание обучающихся на деятельность людей, результаты их труда, на позитивные приёмы общения между ними.
После расширения представлений об окружающем мире работала над изменением предметно – пространственной развивающей среды (Слайд №6) вместе с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся изготавливали ролевые атрибуты, необходимое игровое оборудование. Обучающиеся, по своему желанию выбирали репертуар для инсценировки, вид театра, таким образом, старалась совершенствовать творческие способности и социальные навыки обучающихся.
Предметно-пространственная развивающая среда для игры достаточно разнообразна, и доступна для самостоятельной деятельности обучающихся, имеет возможность трансформации. В группе организован центр самовыражения детей, в нё м собрано множество видов театра: настольный, бибабо, пальчиковый, театр на ложках, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, маски, шапочки). Есть костюмерная, где обучающиеся могут самостоятельно подобрать себе костюм и необходимые аксессуары. Созданы необходимые модули игрового пространства «Касса», «Буфет», «Театральная сцена», «Костюмерная», «Гримерная», «Цветочный магазин».
(Слайд№7) В ходе игры «Театр» предлагала вспомнить обучающимся, кто работает в театре, спрашивала о том, хотели бы они оказаться в театре, но не только в роли зрителей, и в роли работников театра. Стимулировала обучающихся к организации театра и желание поиграть в него, подвела к общему решению подготовить и показать спектакль по сказке «Теремок».
Создала проблемную ситуацию на чем можно добраться до театра? Обучающиеся предлагали свои варианты. Таким образом, предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между обучающимися. В игре «Автобус» происходило закрепление правил поведения в общественном транспорте.
В процессе игры вместе с обучающимися распределяли роли. После чего дети -зрители готовились к поездке в театр, а остальные обучающиеся в соответствии с выбранными игровыми ролями, начали подготовку к спектаклю. Во время показа театра старалась обогащать эмоционально- чувственного опыта обучающихся через освоение средств выразительности (движение, мимика, интонация) и их использование в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
(Слайд№8) Опыт моей работы показывает, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит становление обучающегося как личности, формируются духовно-нравственные качества обучающихся. Систематическая работа по формированию духовно-нравственного становления старших дошкольников через сюжетно – ролевые игры способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
В заключение хочется сказать, если мы взрослые дали детям знания на занятиях, в повседневной жизни, создали хорошую предметно-развивающую среду, научили их игровым действиям, тогда результат будет однозначно таким: дети обязательно заиграют в игру и сами начнут играть в любую игру.