Павлина Синельникова
Роль сказки в жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей: «Роль сказки в жизни детей»
Автор: Синельникова П. А.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе познавательно – исследовательской, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Особым же вниманием сказка пользуется в коммуникативной деятельности.
Публикация «Роль сказки в жизни детей» размещена в разделах
По мнению К. Д. Ушинского, «… народные сказки способствуют усвоению тех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании».
Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию ее эмоциональности, образности. Она помогает учить детей жизни, знакомит с добром и злом. Сказка является не только развлечением, но и оказывает большую помощь в воспитании. В процессе чтения и рассказывания сказки развивается внутренний мир ребёнка. У детей, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее начинает формироваться правильная речь. Сказка помогает воспитывать культуру поведения и общения. Детские сказки развивают фантазию и воображение ребёнка, его творческий потенциал. Сказочный сюжет создает проблемную ситуацию, которую ребенок с удовольствием разрешает, т. к. хочет помочь любимому герою. Сказка является неотъемлемой частью нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Дети многое узнают из сказок : появляются представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, знакомятся с предметным миром. Сказки формируют у ребёнка понятия о добре и зле. Но огромное значение имеет сказка в развитии устной речи. Так как у многих детей не развита связная речь, то им трудно рассказать о тех или иных событиях. Ребёнок не умеет пересказывать литературные произведения. Поэтому сказка скрывает огромные дидактические возможности в развитии речи. Сказка позволяет расширить словарный запас, учит правильно строить диалоги, развивает связную речь. Прививает детям интерес и любовь к народному творчеству, сказкам, педагог одновременно может формировать лексико – грамматические категории и связную речь дошкольников.
Но также важно, чтобы детская речь была эмоциональной, образной и красивой. Именно поэтому родители должны больше внимания уделять сказке. Когда мама или папа читает ребёнку сказку, объединяются два мира: мир взрослого и мир ребёнка в волшебном сказочном пространстве. Сказка является прекрасным средством семейного общения и развития ребёнка. В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребёнка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребёнок учится общаться, а взрослые вспоминают своё детство.
Для чтения сказок нужно подобрать время, когда у ребёнка хорошее настроение. Хорошо читать или рассказывать перед сном с дальнейшим обсуждением сказки. Во время чтения не следует отвлекаться. Восприятие добра и зла у детей отличается от взрослых. Детям необходима образность, игра. Нельзя недооценивать роль детских сказок в воспитании детей. Ребёнок учится сопереживать героям и верить в добро. Детские сказки – не только приятное времяпровождение. Сказка является способом снятия тревоги у ребёнка.
Сказки способствуют развитию связной логической речи. Дети учатся задавать вопросы. Воспитание детей сказками - довольно сложная задача. Надо учитывать особенности вашего ребёнка. Во всех сказках заложена народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда им легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадёт. Важно и отношение взрослых к сказке. Можно перечитывать много раз одну и ту же сказку, понять её смысл. Таким образом, с помощью сказки прививается у ребёнка любовь к чтению. Сказка - одно из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.
Сказки должны присутствовать в плане воспитания детей, как средство воспитания личности. Цель сказок - развитие в ребёнке данных от природы эмоций. С помощью любимых и нелюбимых героев, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Начать лучше со сказок, которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах. Одним из самых лучших способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга является сказка. Она возрождает духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа.