Анна Вакулина
Опыт работы «Роль сказки в познавательных речевых умений детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веснянка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития детей» с. Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края
«Роль сказки в познавательных речевых умений детей».
Воспитатель Вакулина А. П
Опыт работы : «Роль сказки в познавательных речевых умений детей». Воспитатель Вакулина А. П
Публикация «Опыт работы „Роль сказки в познавательных речевых умений детей“» размещена в разделах
«Прекрасен сказок мир
воздушный – к нему с младенчества
привык, мне мил и дорог простодушный
животворящий их язык»
К. М. Фофанов
Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть также явления, которые очень трудно осознать ребенку дошкольного возраста. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацелило меня, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной. Вот и пришла на помощь сказка. Сказка дарит ребенку.
В детстве каждый ребенок читает всеми любимые русские народные сказки. Знакомится с колобком, Машей и медведем, Сивкой-буркой, Василисой прекрасной. Такие сказки помогают вырабатывать в человеке совершенно индивидуальную личность. Русские народные сказки давным-давно прочертили в нашем мире тонкую, но прочную грань, между добром и злом. Такие сказки помогают нам жить как можно проще и лучше.
«Любимые сказки» - работа, направленная на повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимые сказки.
Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательно речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи:
• Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
• Расширять наряду с непосредственным жизненным опытом, их литературный опыт;
• Помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
• Формировать представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности;
• Учить сознавать рисунки по мотивам сказок, передавать в рисунке образы сказки, добиваться более полного его выражения.
Свою работу я ориентировала на развитие ребенка и формирование готовности к саморазвитию. Процесс обращения к книге – это позитивный момент жизни. Работая с содержанием сказки я детям постоянно показываю свою личность заинтересованность в процессе, а стимулировать интерес к литературным произведениям помогает такая форма работы как образовательный проект: «Мои любимые сказки».
Были определены этапы работы :
1. Определила тему. Эта тема проекта должна вызвать интерес как детей и родителей;
2. Провела сбор информации, литературы;
3. Стала работать по плану проекта с детьми и родителями;
4. Провела мониторинг по сказкам;
Сводные данные обследования детей подготовительной группы.
Подготовительные области чтения художественной литературы, познание, коммуникация, социализация:
Но для того чтобы динамика роста возросла, я с родителями провела беседу по проекту, анкетирование. После анкетирования родители поняли и стали чаще читать сказки. Родители вместе с детьми участвовали в изготовлении поделок, рисунков.
Большую работу провела с детьми :
1. Беседа «… да в ней намек»;
2. Читала разные сказки детям;
3. Словесное рисование детьми по прочтении текста, характеров героев, обстановки (интерьера сказки);
4. Разучивала присказки, поговорки, пословицы о сказочных героях;
5. Пересказывала прочитанные сказки и их инсценировала;
6. Самостоятельно составила сказку;
7. Рассказала сказку собственного сочинения;
8. Проиллюстрировала прочитанные сказки, собственного сочинения, рассматривая готовую работу, сопровождая рассказами и пояснениями;
9. Рассмотрела иллюстрации разных художников к сказкам;
10. Выполнила самостоятельно и совместно с родителями творческих работ;
Результат показал, что сказки имеют воспитательный и познавательный потенциал, который является эффективным педагогическим средством. Прослушивание и обсуждение сказки с последующей ее драматизации, дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народа. Познакомились со сказками, дети начинают понимать, что вечные категории «ДОБРО» и «ЗЛО». Содержание сказки дает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведений, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее конкретных фактов. Развивающая среда пополнилась атрибутами для сказок, дидактическими и сюжетно - ролевыми играми, шапочками для драматизации.
Альбомами:
• Русские народные пословицы;
• Русские народные игры;
• Словесные игры, загадки;
• Викторина по сказкам;
• Играми «Дополни имя литературного героя»;
• Физкультурные минутки;
• Утренняя гимнастика;
• Схема «Размышление над сказками и их обсуждение»;
• Анкетирование родителей и детей;
• Литературной викториной по сказкам А. С. Пушкина;
В данный момент с детьми 1-ой младшей продолжаю работу «Роль сказки в познавательных речевых умений». В данном возрасте сказка, является отличным средством для развития речи. Сказка это игра, которая способствует развитию словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.
Свой целью я поставила:
• развитие творческих способностей детей;
• развитию драматизации детей;
• развитию речи;
• воспитывать дружеские взаимоотношения детей;
• привычку играть, заниматься сообща;
• стремление радовать близкими поступками;
• формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам;
• развивать умение связано, последовательно и выразительно пересказывая небольшие сказки;
В своей работе я использую следующие методы и приёмы, которые являются невидимым мостиком между ребёнком и взрослым в процессе реализации образовательных задач.
Я читаю, рассказываю сказки. При подборе сказок, учитываю возраст детей и особенности их психического развития. Детям я читаю такие сказки как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близки и понятны детям.
Вовлекая детей в игру – беседу с куклами-персонажами сказок. Я заранее готовлю персонажи, с которыми происходит общение. Когда я вношу куклу она способствует ведению диалога, проявлению речевой, творческой инициативы.
Играя в сказку, использую различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаю детям различные дидактические игры, кубики со сказочными сюжетами.
Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т. д.
Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой.
Сказка - это язык детей. Поэтому если я хочу помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то мне следует заново освоить детский язык - сказки.
Такого рода работа эффективна при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников.
И если теперь я слышала вопрос: «Где живёт Сказка?», то с полной уверенностью могу сказать, что Сказка живёт в наших сердцах, в каждом уголке нашего сада, рядом с нашими детьми, а наши дети живут в сказке!