Приложение МААМ

Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Павлив Елена Рудольфовна
Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Дать ребенку радость поэтического вдохновения,

пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества –

это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи».

В. А. Сухомлинский.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Л. С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Публикация «Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

По мнению многих ученых, педагогов огромное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает поэзия. Поэтическая речь кардинально отличается от обычной - разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям. Разучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, открывается богатство интонаций, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.

Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.

Дети с большим удовольствием заучивают стихи. Как правило, они выступают на праздниках, развлечениях. Поэтому мы, как одну из форм организации деятельности дошкольников, предлагаем конкурс чтецов, который дает возможность каждому ребенку для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. При организации конкурса объединяются разные виды искусств – музыка, живопись, литература, что способствует духовному и нравственному развития личности, воспитанию эстетического вкуса.

В нашем детском саду конкурсы чтецов проводятся ежегодно. Их тематика разнообразна, связана с различными знаменательными датами нашего города и северного края, а так же стихи, посвященные предстоящему празднику, о природе.

Такие мероприятия мы проводим с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей при чтении стихотворений и создаем условия для познавательно-речевого и художественно - эстетического развития, формируем навыки выразительного чтения, артистические умения, предоставляем возможность для самовыражения, воспитываем положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.

Конечно же, понятно, что нельзя просто просить детей выучить наизусть стихотворение на какую-то тему и потом прочитать их выразительно. Конкурс требует более основательной подготовки. В этом участвуют: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели и родители. Подбирают тексты доступные, интересные по содержанию и близкие жизненному опыту детей.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы решаем следующие задачи:

воспитание речевого слуха детей (фонематический слух, темп, ритм);

формирование произносительной стороны речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);

воспитание интонационной выразительности речи (умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).

Выразительно читать, перевоплощаться, владеть мимикой - это дано не каждому ребенку, эти умения мы стараемся развивать и совершенствовать, проводя такие мероприятия.

Проведение конкурсов чтецов включают несколько этапов:

I этап – организационный.

Цель: подбор тематического материала.

II этап – подготовительный.

Цель: индивидуальная подготовка детей, подбор тематических рисунков для оформления зала, создание слайдов.

III этап – исполнительский.

Цель: проведение конкурса чтецов.

IV этап – оценочный.

Цель: оценивание жюри прослушанных стихотворений.

При оценивании участников мы придерживаемся следующих критериев:

1. Выразительность прочтения;

2. Громкость прочтения;

3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения;

4. Эмоциональность исполнения;

5. Звукопроизносительные навыки.

Большое внимание уделяется жюри. В состав, которого входят люди знакомые детям, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт, и, конечно же, компетентные и независимые эксперты. Чаще всего в состав жюри входят специалисты дошкольного учреждения : учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели высшей категории. Особенно большую радость доставляет детям присутствие в жюри их родителей, это тоже практикуется. Каждому члену жюри выдается бланк с критериями оценок чтения стихотворения, по которому происходит оценивание выступающих.

Педагогами рассматривается важность вопроса поощрения детей с целью стимулирования дальнейшего их участия в подобных конкурсах. Мы награждаем всех участников подарками, а победителей еще и грамотами. Стремимся к тому, чтобы после каждого проведенного нами мероприятия ребенку ещё и ещё раз хотелось прочесть стихотворение.

Исходя из опыта многих лет проведения таких конкурсов, хочется отметить, что дети с большим удовольствием участвуют в таких мероприятиях, они стали более свободными, не боятся публичных выступлений, а самое главное улучшилось качество исполнения стихов. С огромной благодарностью родители отзываются о конкурсах. Они приходят поддержать и поболеть за своих ребят. Со временем родители стали понимать, что важно не только заучить стихотворение, но и прочитать его выразительно и эмоционально, а также получить самому удовольствие от своего выступления и доставить радость слушателям.

Некоторые проведенные конкурсы в нашем детском саду.

Окружая детей выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы обеспечиваем, не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогащаем его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение, воспитываем чувство красоты, аромат, самые тонкие оттенки слова.

Публикации по теме:

Роль подвижных игр в развитии движений детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Достаточное.

Круглый стол «Роль семейных традиций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста» Цели: Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека. Воспитывать желание соблюдать имеющиеся семейные традиции, и появление.

Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 1 слайд Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 2 слайд Театр – искусство прекрасное.

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. При чтении художественной литературы.

Роль кукольного театра в развитие речи детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №169 «Волшебная полянка» Доклад на тему: «Роль кукольного театра в развитие.

Роль пальчикового театра в развитии речи детей младшего дошкольного возрастаРоль пальчикового театра в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Исследования в области психологии и физиологии давно доказали взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью ребенка. Стимулирование.

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Каждый человек всю жизнь доводит до совершенства свою речь, овладевая богатством языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его.

План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста» Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста». Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно,.

ТРИЗ в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Тема: ТРИЗ в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Направление: Познавательно – речевое Область: Коммуникация. Познание. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 19:11
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Павлив Елена Рудольфовна (УИ 468541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД