Татьяна Кузнецова
Круглый стол «Роль семейных традиций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека.
Воспитывать желание соблюдать имеющиеся семейные традиции, и появление новых;
обмен опытом семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей, поиск новых форм взаимодействия педагога – детей - родителей.
Задачи:
активизировать внимание родителей,
доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями,
способствовать осмысленному запоминанию сути бесед.
Публикация «Круглый стол „Роль семейных традиций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
План проведения:
1. Вступительное слово
2. Разминка
3. Беседа «Семейные традиции»
4. мини-анкеты, игры, ознакомление с традициями семей, создание генеалогического древа.
5. подведение итогов
Ход мероприятия
Подготовительный этап
Накануне мероприятия родители с детьми выполняли следующие задания:
- Конкурс рисунков «Самая лучшая семья». Воспитатель предложил родителям вместе с детьми нарисовать портрет своей семьи, а на обратной стороне написать рассказ о ней.
- Подготовить рассказ о традиции своей семьи
- Принести фотографии из жизни своей семьи, придумать к ним интересные названия или четверостишия.
Вступительное слово
Воспитатель.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.
Воспитание ребенка — многогранный процесс, объединяющий в себе все сферы нашей жизни. Окружение ребенка влияет на формирование личности. Самой большой мощью и силой в формировании личности обладает семья.
Практика показывает, что традициям сейчас уделяется недостаточно внимания, поэтому мы в своей группе стараемся приобщать родителей к всевозможным мероприятиям, связанным с воспитанием традиций в семье.
Семья – это первая школа общения ребёнка, в которой он учится у старших. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.
Пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявление нежности и ласки - лучшее средство воспитания правильных отношений.
Перед началом нашего разговора я предлагаю вам провести традиционную разминку, немного расслабиться и поиграть.
Разминка
«Предмет моего детства»
На столе разложены различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
«Объединить объекты в систему»
Вырезать из газет различные заголовки, связанные со словом «семья» и раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка.
Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой.
Беседа «Семейные традиции
Воспитатель. Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми»
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
В гостях хорошо, а… (дома лучше)
Не красна изба углами, а… (красна пирогами)
Каково на дому, таково и (самому)
Дети не в тягость, а… (радость)
Когда семья вместе, и (сердце на месте)
Всякой матери свое (дитя мило)
На свете все найдешь, кроме… (отца и матери)
Мать кормит детей, как (земля людей)
Нет дороже (отца с матерью)
Семья – это … (семь Я)
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Так в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 44. Права и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, сказано:
п. 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Уважаемые родители! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на
формирование его системы ценностей.
- Как вы считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей? (ответы)
Давайте сегодня поговорим о семейных традициях.
К семейным традициям можно отнести
- правильный режим дня, который включает весь распорядок дня в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха;
- праздники. Эта семейная традиция является одной из любимой в семье. Семейные праздники могут быть различными - это дни рождения взрослых и детей, День бракосочетания родителей, 1 сентября, победа в соревнованиях, День матери и т. д. ;
- чтение. Эта традиция, передающаяся от старших к младшим. Есть семьи, сочиняющие свои сказки и передающие их из поколения в поколение. Зародившийся интерес к чтению приведёт ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать;
- совместные экскурсии и походы.
- совместный труд тоже считается семейной традицией, в его основе лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду.
Это далеко не все семейные традиции, их великое множество.
Семья дает ребенку главное – любовь, взаимовыручку, интимно-личностную связь и единство с родными. Это то, что не может дать никакой другой социальный институт.
Только положительный пример родителей приобщает детей к тем или иным традициям.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
Всё что происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. И семейные традиции играют в воспитании очень большую роль. Поэтому нужно всем участникам педагогического процесса (воспитателям, родителям) проводить как можно больше времени с детьми, учить их собственными положительными примерами.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещ в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещ маленькие.
Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Роль семейных традиций в жизни малышей :
Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник";
Дети гордятся своей семьй;
Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято;
Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение;
Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции. Традиция повторяется всегда, ведь она – традиция;
Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным;
Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.
1. Мини-анкеты
Воспитатель. Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции»
- Что по вашему, входит в понятие «семейные традиции?»
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
2. Ознакомление с традициями семей.
Родители рассказывают о своих семейных традициях.
3. Игра «Вопрос – ответ».
Предлагаем родителям цветок – ромашку. (Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).
- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье (для полноценного развития праздник необходим как воздух)
-Сколько времени ваш ребенок проводит перед монитором компьютера (желательно чтобы это время сводилось до минимума)
-Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Может ли виртуальный мир заменить ребенку реальное общение и к чему оно приведет?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
- Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?
- Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
- Расскажите, как вы храните историю семейного рода? Есть ли в вашем доме семейный альбом? (Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.)
- Есть ли у вас традиция выезжать с семьёй на природу? Расскажите. (Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, взрослым дает возможность хорошего общения с ребенком и благоприятно влияют на здоровье.)
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
- Ходите ли вы с детьми в музеи, театры? (Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. .Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.)
-В какие игры с ребёнком вы играете дома? (Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «угадай с какого растения семена?», «Кто, кем был?», «Что может летать?».)
4. Создание родословной своей семьи (генеалогическое дерево)
Практическое задание родителям
«Загибаем лист» :
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
2."В лучах родительского солнца"
Возьмите желтую цветную бумагу, вырежьте солнышко с лучами, приклейте его на белый альбомный лист. В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю. Согревайте добрыми словами и делами своих детей каждый день.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Важно соблюдать еще одно условие: формирующейся личности необходимо предоставлять большую свободу в выборе видов деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Но предоставление ребенку свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. В наших с вами руках- вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.