Нюргуяна Степанова
Роль народной культуры в духовном развитии ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременному приобщению детей к народной культуре. Еще К. Д. Ушинский сказал: ”Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Несомненно, носителями культурных способов познания, переживания, преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа является соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу. То есть, только семья, на мой взгляд, является самым ответственным и важным звеном в приобщении ребенка к культуре своего народа. Сегодняшний образ жизни очень динамичен. Семьи переезжают из деревни в город, из одного региона в другой, из одной страны в другую.
Похвально, что многие семьи, переехав на новое место жительства, стараются сохранить свои национальные особенности. И очень печально, что часто современные семьи не задумываются о сохранении речи, культуры предков, не приобщают детей к ценностям народных традиций. В таких семьях обычно дети не понимают речи на родном языке и не говорят на нем. Ценность народных традиций, богатство его речи огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами.
Это, на наш взгляд, одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения духовности и культуры, что очень тесно связано с развитием и воспитанием ребенка дошкольного возраста. Этот возраст важно не упустить, ведь это – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ будущего гражданина. Отторжение подрастающего поколения от национальной культуры, от общественно-исторического опыта – одна из серьезных проблем нашего времени. Решение данных проблем требует участия многих государственных структур, одна из которых детский сад. Дошкольное образовательное учреждение при правильном подходе и при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями.
Условия, необходимые для реализации данной работы:
• чтобы каждый ребенок мог приобщиться к культурному наследию своего народа, познать его жизненную философию, необходимо в условиях семьи обеспечить получение полноценной информации о себе как члене определенной этнической общности,
• помочь каждой семье привить любовь к национальной культуре, искусству и мастерству своих предков,
• последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа.
Таким образом, одним из основных направлений деятельности воспитателя в сфере духовного развития ребенка является установление сотрудничающего взаимодействия с семьей.
Особенности предлагаемого перспективного планирования:
Возрастной диапазон НОД.
Предлагается для старшего дошкольного возраста.
Вариативность НОД заданий и упражнений.
К каждой НОД разработаны игровые, познавательно-исследовательские задания и упражнения, направленные на решение образовательных задач.
Многофункциональность НОД.
С помощью НОД можно решать большое количество образовательных задач. Познакомить с элементами материальной культуры. Прививать интерес к народной культуре. Способствовать общему развитию ребенка.
Творческий потенциал НОД.
Использование всех видов фольклора в повседневной деятельности.
Включение народных традиций в семейный быт.
Предлагаемое перспективное планирование
для детей старшего дошкольного возраста.
№ п/п Дата Тематика Задачи Виды детской деятельности
1. сентябрь Подбор материалов изучение литературы по данному направлению работы.
2. Октябрь
(1-2 я неделя)
«В горнице моей светло…»
Знакомство с русской избой, с традиционно-бытовой культурой русского народа (с домашней утварью). Расширять активный словарь новыми словами (горенка, изба,сруб, помочь рубить,конек крыльцо, и т. д.)
Игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная.
(3-4 я неделя)
«Сахам бала5ана барахсан»
Знакомство с традиционно-бытовой культурой народа саха. Расширять активный словарь новыми словами (бала5ан, камелек, чороон, кытыйа и т. д.)
Игровая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы
3. Ноябрь
(1 – 2 неделя)
(3- 4 неделя) “ К бабушке Варварушке в гости на оладушки”
“Эбээ Дьэбдьиэй остуолун тула”
Знакомить предметами быта в избе, их наназанчением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность. Игровая, коммуникативная познавательная деятельность.
4 Декабрь
(1-2 неделя)
“Волшебная дудочка”
Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами;
Учит различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые.
Музыкально-художественная, игровая, коммуникативная
(3-4 неделя)
“Дьиэрэй, хомус”(“звени, мой хомус”)
Знакомить с якутскими народными музыкальными инструментами:
Хомус, кырыымпа.
Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русским и якутским народным музыкальным инструментам
5 3-4 неделя
Январь
“Матушка-печка, укрась своих детушек”
“комулуок аттыгар” Знакомить с особенностями избы и бытом крестьян.
Знакомить с обычаям и традициями наших предков (о поклонении духу огня) Игровая, коммуникативная, исследовательская
6 Февраль
(1 – 2 неделя)
Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы
Знакомить с утсным народным творчеством – потешками, считалками, небылицами, дать почувствовать добрый юмор. Учить новые считалки. Воспитывать интерес к малым формам фольклора.
Игровая, коммуникативная, исследовательская
(3-4 неделя)
Якутские народные пословицы, поговорки, скороговорки (чабыргах)
Знакомить с якутским фольклором. Учить небольшую скороговорку Игровая, коммуникативная, исследовательская
7 Март
(1 – 2 неделя)
3-4 неделя) Великий праздник Пасха
Ысыах – национальный праздник Саха Знакомить с народными обрядовым праздником пасхой, ее обычаями и традициям.
Знакомить с народными обрядовым праздником Ысыах, ее обычаями и традициям Игровая, коммуникативная, исследовательская
8 Апрель
Путешествие в прошлое одежды - русская.
Путешествие в прошлое якутской национальные одежды. Знакомить с изменениями и преобразованием одежды человека. Знакомство с национальными мотивами в узорах национальной одежды народов. Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно- исследовательская
9 Май
Москва-Златоглавая
Мой Якутск. Расширять и закреплять знания о родном городе, его достопримечательность Игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы
10 Июнь Ысыах – национальный праздник народа Саха
(Проведение праздника) Знакомить на практике с обрядовым праздником ысыах Игровая, театрально-художественная и музыкальная деятельность
Приобщая детей к духовному наследию своего народа, важно, чтобы дети не просто получили знание о народной культуре, а в последующем осмыслили ее значение для себя как источника нравственных ценностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что роль народной культуры в духовном развитии, несомненно, велика. Она не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала, но и несомненно, формирует навыки межличностного общения.
Список литературы:
1. Ботякова О. А. Российский этнографический музей – детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПБ. : Детство – Пресс, 2001.
2. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2010.
3. Кокуева Л. В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа : методическое пособие. М. : Арктика, 2005.
4. Журнал «Чомчуук саас» «Праздник «Ысыах» Владимирова В. В. – Я. : Научно исследовательских институт национальных школ РС (Я, №2 2013г.
5. Журнал «Чомчуук саас» «Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности». Ноева Т. Е. – Я. : Научно исследовательских институт национальных школ РС (Я, №3 2013г.