Екатерина Дауркина
Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дауркина Екатерина Александровна
Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы умственного и физического развития. Природа позаботилась о том, что в младенчестве развитие органов чувств опережает развитие телесных движений. Но уже к третьему году преодолевается разобщенность сенсорных и моторных функций, и двигательное развитие способствует совершенствованию восприятия, а органы восприятия помогают формированию двигательных навыков. Стремительное развитие двигательной активности детей начинается с младшего дошкольного возраста.
Публикация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Игра для ребенка дошкольного возраста – это не только любимая деятельность но и ведущая т. е. постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Понятие "ведущая деятельность" было введено А. Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики человека. Таким образом, игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника и нередко гармоничность психомоторного развития детей дошкольного возраста определяется нормальным развитием его игровой деятельности. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются координация движений, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие ребенка, следует отметить, что она способствует развитию логического мышления, учит укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для обдуманного поведения, а вне игровой деятельности приводит к развитию элементарной самоорганизации, самоконтроля.
Дети дошкольного возраста очень подвижны. Их движения быстры, разнообразны, и эту особенность надо использовать. Детей в дошкольных учреждениях приучают к ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанью, тренируют у них чувство равновесия. В этом плане воспитания подвижные игры неоценимы для детей дошкольного возраста, поэтому они должны быть неотъемлемой частью общего двигательного режима ребенка.
Важнейший результат игры – радость, удовлетворение, эмоциональный подъем. Положительные эмоции стимулируют деятельность всех основных систем организма ребенка, всесторонне развивают его. У детей 3 – 4 лет мышление конкретно, внимание устойчиво, поэтому содержание их игр должно быть вполне доступным. В играх детей этого возраста отсутствует соревнование. Их увлекает процесс движения, а не его результат.
Правильнее всего сопровождать игры текстом, который раскрывает содержание игры, являясь сигналом к выполнению тех или иных заданий. Это может быть короткая песенка или стихотворение.
С детьми в возрасте 5 – 6 лет педагоги проводят игры с включением не только таких образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и тех, что знакомы по книгам и картинкам. В игры можно вносить элементы соревнования.
А также организовывают игры на развитие координации движений, ловкости. В них включают бег на скорость, метание предмета, прыжки через препятствия. Постепенно правила игры несколько усложняются, повышается требовательность к точности их выполнения. Используется текст, который определяет ритм движений, способствует развитию речи у ребенка. В играх для детей 6 – 7 лет значительно чаще применяются бег, прыжки, лазанье, метание. К ребенку предъявляются существенные требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения, что требует выдержки и внимания. Дети в этом возрасте увлечены не только процессом игры, но и результатом ее, поэтому для них можно организовать и игры – соревнования.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие у детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Почти в каждой игре присутствуют бег, прыжки, метание, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Нагрузка может дозироваться следующими приемами:
уменьшением или увеличением числа играющих, продолжительностью игры по времени, размерами игровой площадки, количеством повторений, тяжестью используемых предметов, наличием перерывов для отдыха.
По окончании игры необходимо поощрить каждого игрока, отметив его ловкость, силу, инициативу.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.