Евгения Модлина
Роль песочной терапии в развитии эмоций
▼ Скачать + Заказать документы
Всем нам прекрасно знакомый песок кажется совершенно обыкновенным и понятным. На самом деле это необыкновенный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, проектировать песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким различным: сухой и лёгкий или тяжёлый и мокрый, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой нестабильный фигуры из него способны рассыпаться в один миг. Все эти прекрасные свойства песка, дающие обширный простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно эффективно применить в психотерапевтических целях.
Публикация «Роль песочной терапии в развитии эмоций» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и изменения мира.
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Нередко маленький ребёнок не может словами высказать свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью кукольных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок избавляется от перенапряжения. А самое главное – ребёнок обретает собственный ценнейший опыт символического разрешения обилия личностных ситуаций. Дети, которые рьяно играли в песке, чаще подрастают уверенными и успешными.
Исследования психологов указывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут убедительно продемонстрировать родителям специфики взаимоотношения и становления их детей. Родители видят, что их ребёнок становится чрезмерно враждебным или несмелым в взаимоотношении со сверстниками, - это может стать предлогом для рассуждения о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за поддержкой к специалистам.
Перенос стандартных педагогических упражнений в песочницу даёт значительный воспитательный и образовательный результат, нежели шаблонные формы обучения.
Во–первых, значительно возрастает стремление ребёнка понять что-то новое, экспериментировать и работать полноценно.
Во–вторых, в песочнице энергично реализуется «тактильная» восприимчивость, как концепция совершенствования «ручного интеллекта».
В–третьих, в игре с песком наиболее органично и усиленно совершенствуются все высшие психоэмоциональные функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика).
В–четвёртых, совершенствуется функционирование предметно–игровой деятельности, что в последующем содействует развитию сюжетно–ролевой игры и когнитивных навыков ребёнка.
В–пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» негативную энергию. Это его явление чрезвычайно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, враждебные дети, беспокойные дети и др.
В структуре общепринятых и нестандартных способов диагностики всё больше места занимают дополнительные технологии, одна из которых – песочная терапия.
Игры, используемые в песочнице :
• Поскользить ладонями по поверхности песка, осуществляя волнообразные и круговые движения;
• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• Воссоздать следы ладоней, кулачков, рёбрами ладоней затейливые различные рисунки на поверхности песка;
• «Пройтись» по песку раздельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (вначале только указательным, потом – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно классифицировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Тут уже ребёнок может воссоздать «загадочные следы».
• «Поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом перемещаются не только пальцы рук, осуществляя мягкие движения вверх – вниз.
Взаимодействие с песком нормализует психоэмоциональное состояние : возбуждённые дети расслабляются, становятся спокойнее. Наравне с развитием чувственно–сенсорной восприимчивости и мелкой моторики можно научить детей вслушиваться в себя и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь влияет на формирование речи, субъективного внимания и памяти.
Применение песочной психотерапии даё т позитивные показатели:
- Получается организовать психоэмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- Песочная игротерапия приобретает громадное значение для достижения положительного психоэмоционального благополучия, так как тревожит чувства, эмоции ребёнка и позволяет построить индивидуальную конфигурацию формирования ребёнка;
- Выясняется благотворное воздействие на формирование речи, мышления, познавательных механизмов и творческих возможностей детей;
- Вызывает позитивные эмоции (радость, удивление). Сокращает нежелательные проявления (страх, тревожность) и снижает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
- Модернизирует толерантные чувства детей, делает их добрее. Учит их отображать свои эмоции в безобидной форме.
Игры на песке – одна из форм естественной жизнедеятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут задействовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, выдумывая всевозможные истории, взрослые в чрезвычайно гармоничной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и принципами окружающего мира.