Олеся Добарина
Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого
можно открыть эти истоки и они забьют животворными
ключами…»
В. А. Сухомлинский.
Все начинается с воспитания в детстве.
Публикация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.
Сказка побуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, благодарным, внимательным. Она знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития общества.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.
Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.
С незапамятных времён для передачи знаний и опыта использовались различные истории, былины, предания. Наши предки передавали свою жизненную мудрость «из уст в уста». Для того чтобы лучше воспринять и запомнить передаваемую информацию, её излагали в сказочной форме. Помните знаменитое: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Прошло уже много веков, но сих пор мы используем сказки, читая их с самого рождения своим детям, знакомя их тем самым с окружающим миром и способами взаимодействия в нём. Да и мы, взрослые, открываем для себя какие-то новые смыслы, в прочитанных ещё в детстве историях.
В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, накапливая тем самым, тот «багаж» знаний, который может пригодиться нам в течение всей жизни. Таким образом, на каждом жизненном этапе мы открываем что-то новое, более значимое для нас в данный момент, можем наблюдать динамику жизненных процессов.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребенка? Сказка дает возможность слушателю побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы?
Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.