юлия ладина
Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». (Концепция.)
Публикация «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети мало знают о жизни людей, живших в прошлом.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.
Целью нашей работы стало:
формирование духовно-нравственной личности через ознакомление с фольклором и возрождением народных традиций у дошкольников.
Перед нами стояли следующие задачи:
Формировать представлений о фольклоре и народных традициях через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.
Систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Интегрировать фольклор в различные виды деятельности дошкольников.
Развивать эмоциональную и духовную сферы.
Развивать двигательную активность детей.
6 слайд
В своей работе мы придерживали условий (со слайда читай)
- Систематическое использование фольклора в образовательном процессе;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой личности.
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:
Создание атмосферы национального быта.
Фольклорные праздники и обряды.
Прикладное народное творчество.
Русские народные игры.
Каждое направление я хотела бы раскрыть для вас подробнее
Создание атмосферы национального быта.
Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. В нашем детском саду создан музей русской избы, в котором представлены предметы быта наших предков. Используются нами в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.
Фольклорные праздники и обряды.
Праздники существовали всегда, во все времена. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.
В течении года мы провели такие праздники как Покров день, при солнышке тепло, при матешке добро, Каляда, Красная горка, масленица и другие.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Русское народное прикладное творчество.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быте. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.
Мы проводили экскурсии по знакомству с старинными зданиями нашего поселка, зданием районного музея, полиции, библиотеке. Конечно же посетили и сам районный музей, в котором ребят познакомили с предметами, сделанными руками человека.
Также ребята и сами пробовали создавать народные игрушки, расписывали дымковскую и филимоновскую игрушки.
Творческая деятельность воспитывает у детей уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью развивают память, творческое воображение и художественный вкус.
.Русские народные игры
На Руси во всех праздниках и обрядах всегда присутствовала игра.
Они разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями.
в ходе свой работы мы с ребятами играли в такие игры как ; Пошел козел по лесу, гори-гори ясно, долгая арина и многие другие.
Работа с родителями
Важная роль в формировании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей принадлежит семье. Использование в семье русского народного фольклора, чтение и пересказ сказок, участие родителей в совместных мероприятиях с детьми способствует установлению тесных внутрисемейных связей и контактов, является средством внутрисемейного общения, играет особую роль для развития ребенка, как личности.
в работе с родителями проводилось анкетирование, консультации, родители активно принимали участие во всех праздниках.
Выводы
Использование фольклора в детском саду дало
следующие результаты:
• Расширились и углубились знания детей фольклора и
народного творчества.
• Повысилась познавательная активность дошкольников.
• С активным использованием устного народного творчества
обогатилась речь детей и увеличился словарный запас.
• Повысился профессиональный уровень педагогического
коллектива.
• Дети познакомились и прикоснулись к вечным ценностям:
милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру
и неприятию зла, знание народного творчества.