Приложение МААМ

Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников

юлия ладина
Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». (Концепция.)

Темочки:

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети мало знают о жизни людей, живших в прошлом.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

Целью нашей работы стало:

формирование духовно-нравственной личности через ознакомление с фольклором и возрождением народных традиций у дошкольников.

Перед нами стояли следующие задачи:

Формировать представлений о фольклоре и народных традициях через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.

Систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Интегрировать фольклор в различные виды деятельности дошкольников.

Развивать эмоциональную и духовную сферы.

Развивать двигательную активность детей.

6 слайд

В своей работе мы придерживали условий (со слайда читай)

- Систематическое использование фольклора в образовательном процессе;

- учёт возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой личности.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

Создание атмосферы национального быта.

Фольклорные праздники и обряды.

Прикладное народное творчество.

Русские народные игры.

Каждое направление я хотела бы раскрыть для вас подробнее

Создание атмосферы национального быта.

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. В нашем детском саду создан музей русской избы, в котором представлены предметы быта наших предков. Используются нами в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

Фольклорные праздники и обряды.

Праздники существовали всегда, во все времена. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

В течении года мы провели такие праздники как Покров день, при солнышке тепло, при матешке добро, Каляда, Красная горка, масленица и другие.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Русское народное прикладное творчество.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быте. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.

Мы проводили экскурсии по знакомству с старинными зданиями нашего поселка, зданием районного музея, полиции, библиотеке. Конечно же посетили и сам районный музей, в котором ребят познакомили с предметами, сделанными руками человека.

Также ребята и сами пробовали создавать народные игрушки, расписывали дымковскую и филимоновскую игрушки.

Творческая деятельность воспитывает у детей уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

.Русские народные игры

На Руси во всех праздниках и обрядах всегда присутствовала игра.

Они разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями.

в ходе свой работы мы с ребятами играли в такие игры как ; Пошел козел по лесу, гори-гори ясно, долгая арина и многие другие.

Работа с родителями

Важная роль в формировании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей принадлежит семье. Использование в семье русского народного фольклора, чтение и пересказ сказок, участие родителей в совместных мероприятиях с детьми способствует установлению тесных внутрисемейных связей и контактов, является средством внутрисемейного общения, играет особую роль для развития ребенка, как личности.

в работе с родителями проводилось анкетирование, консультации, родители активно принимали участие во всех праздниках.

Выводы

Использование фольклора в детском саду дало

следующие результаты:

• Расширились и углубились знания детей фольклора и

народного творчества.

• Повысилась познавательная активность дошкольников.

• С активным использованием устного народного творчества

обогатилась речь детей и увеличился словарный запас.

• Повысился профессиональный уровень педагогического

коллектива.

Дети познакомились и прикоснулись к вечным ценностям:

милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру

и неприятию зла, знание народного творчества.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

Значение русской народной сказки в нравственном воспитании младших дошкольников «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло» Л. Н. Толстой Слайд 1 Тема проекта «Значение русской.

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

О духовно-нравственном воспитании дошкольников О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ. (консультация для воспитателей) Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно-нравственном и патриотическом воспитании» В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании» Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, потому что эта форма организации обучения соединяет в себе образовательный.

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития общества.

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников. Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 6 марта 2016 в 12:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем юлия ладина (УИ 129363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД