Лучший педагог года

Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников

юлия ладина
Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». (Концепция.)

Публикация «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети мало знают о жизни людей, живших в прошлом.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

Целью нашей работы стало:

формирование духовно-нравственной личности через ознакомление с фольклором и возрождением народных традиций у дошкольников.

Перед нами стояли следующие задачи:

Формировать представлений о фольклоре и народных традициях через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.

Систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Интегрировать фольклор в различные виды деятельности дошкольников.

Развивать эмоциональную и духовную сферы.

Развивать двигательную активность детей.

6 слайд

В своей работе мы придерживали условий (со слайда читай)

- Систематическое использование фольклора в образовательном процессе;

- учёт возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой личности.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

Создание атмосферы национального быта.

Фольклорные праздники и обряды.

Прикладное народное творчество.

Русские народные игры.

Каждое направление я хотела бы раскрыть для вас подробнее

Создание атмосферы национального быта.

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. В нашем детском саду создан музей русской избы, в котором представлены предметы быта наших предков. Используются нами в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

Фольклорные праздники и обряды.

Праздники существовали всегда, во все времена. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

В течении года мы провели такие праздники как Покров день, при солнышке тепло, при матешке добро, Каляда, Красная горка, масленица и другие.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Русское народное прикладное творчество.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быте. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.

Мы проводили экскурсии по знакомству с старинными зданиями нашего поселка, зданием районного музея, полиции, библиотеке. Конечно же посетили и сам районный музей, в котором ребят познакомили с предметами, сделанными руками человека.

Также ребята и сами пробовали создавать народные игрушки, расписывали дымковскую и филимоновскую игрушки.

Творческая деятельность воспитывает у детей уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

.Русские народные игры

На Руси во всех праздниках и обрядах всегда присутствовала игра.

Они разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями.

в ходе свой работы мы с ребятами играли в такие игры как ; Пошел козел по лесу, гори-гори ясно, долгая арина и многие другие.

Работа с родителями

Важная роль в формировании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей принадлежит семье. Использование в семье русского народного фольклора, чтение и пересказ сказок, участие родителей в совместных мероприятиях с детьми способствует установлению тесных внутрисемейных связей и контактов, является средством внутрисемейного общения, играет особую роль для развития ребенка, как личности.

в работе с родителями проводилось анкетирование, консультации, родители активно принимали участие во всех праздниках.

Выводы

Использование фольклора в детском саду дало

следующие результаты:

• Расширились и углубились знания детей фольклора и

народного творчества.

• Повысилась познавательная активность дошкольников.

• С активным использованием устного народного творчества

обогатилась речь детей и увеличился словарный запас.

• Повысился профессиональный уровень педагогического

коллектива.

Дети познакомились и прикоснулись к вечным ценностям:

милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру

и неприятию зла, знание народного творчества.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

Значение русской народной сказки в нравственном воспитании младших дошкольников «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло» Л. Н. Толстой Слайд 1 Тема проекта «Значение русской.

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

О духовно-нравственном воспитании дошкольников О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ. (консультация для воспитателей) Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно-нравственном и патриотическом воспитании» В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании» Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, потому что эта форма организации обучения соединяет в себе образовательный.

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития общества.

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников. Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 6 марта 2016 в 12:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем юлия ладина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД