Любовь Яковлева
Роль семьи в нравственном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у родителей знаний о роли семьи в нравственном воспитании детей.
Добрый вечер уважаемые родители. В начале собрания мы хотели бы вам раздать семечко. Подержите его у себя до конца нашего собрания. И хотим предложить перед началом собрания зажечь свечи, которые стоят у вас на столах. А пока вы их зажигаете, я хочу рассказать притчу. Где- то в звездном бесконечном пространстве вселенной жила-была душа. Она была весела и беззаботна, радостна и счастлива. Она наслаждалась свободой. Любовалась сиянием звезд, слушала их веселый щебет. Она любила, свесив ножки покачаться на луне, видела парад планет, встречалась с другими звездами. Однажды она пролетала над землей, и ее привлек слабый отблеск огня. Она подлетела поближе и увидела горящую свечу и руки, сложенные в безмолвной молитве. И тут ее осенило – огонек горит для нее! Это ее ждут там, на Земле. И полетела душа к Богу. И сказала: «Господь! Я видела огонь в окне. Я думаю, что там ждут и зовут меня». Господь согласился: «Лети. Этот огонь выбрал тебя!» и отпустил душу. В это самое время на Земле зародилась жизнь. Душа обрела тело. Она с радостью вошла в этот мир. В семье появился долгожданный ребенок. Бог передал нам в руки бесценный дар, берегите свое ненаглядное солнышко. Засветило наше солнышко на небосклоне нашей жизни. Но только все чаще оно стало сталкиваться на своем жизненном пути с различными эмоциями, которые зачастую идут от нас, от родителей. На его ясные лучики легли ужас, грубость, ненависть, безразличие, уныние, неудача, печаль, недоверие. И посерело наше солнышко, оно согнулось под грузом невыносимых переживаний. Оно потеряло свой блеск, потеряло свое истинное лицо. В наших силах сделать так, чтобы солнышко вновь засверкало. Как вы думаете, что для этого надо сделать? Заменить эти негативные эмоции на прямо противоположные. И самое главное, что нас спасет это любовь. Любовь, красота, милосердие которые согревают нас подобно солнечным лучам, распускаются в наших сердцах подобно цветку, помогите нашему бутону распустится в цветок нравственности. Назовите, какие нравственные качества присущи человеку. (Родители называют составляющие понятия нравственности : доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, на слайде презентации распускается цветок). Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке? Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба». И так, мы выяснили, что нравственное воспитание это - справедливость, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери лучше солнышка греет». От матери человек берет все прекрасное и самое чистое. Поэтому каждая мать должна помнить, что она главный педагог, главный воспитатель. От нее зависит будущее общества. Надо помнить, что ребенка в семье надо специально воспитывать, имея в виду, что он в будущем станет отцом или матерью. Еще В. А Сухомлинский писал: «Отец и мать, величайшие авторитеты для ребенка». Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы родители его любили. Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия он не сможет стать полноценной личностью. Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье. Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Социологические исследования показывают, что на воспитании ребенка влияют : Семья – 50% СМИ, телевидении – 30% Детский сад – 10% Улица – 10%. Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Что такое семья понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А еще это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.
Публикация «Роль семьи в нравственном воспитании детей» размещена в разделах
Семья-это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их
Важна структура семьи. Лучше если в семье не один ребенок. Даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. С раннего детства необходимо учить ребенка делится с товарищами игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи. «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующиеся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка, внесете в его, душу страшный вирус, вирус безнравственности». Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастит эгоистом. Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делами семьи. Если вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о вас, приучайте их к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это своего рода проявление заботы со стороны ребенка, о своих близких. Приученный с детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь. «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам». Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить свои отношения с другими людьми по принципу толерантности и взаимопонимания. Избалованным детям часто тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпачком родительской любви – в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Если родители убирают каждый камушек с дороги малыша, то от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот, он ощущает себя беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе помогу», вот один из вариантов мудрого отношения к своему ребенку. Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (ответы родителей). Для возникновения нравственной потребности ребенка необходимо моральная среда. Такой средой должен быть мир семейного или иного окружения. Ребенок, даже еще не умеет говорить, но осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает», моральный климат семейного окружения и по своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная, ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке. Дом для ребенка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитания сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером Ребенок должен видеть, как мы на практике, проявляем свою любовь к ближнему. Примером этого может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что – то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме? Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому и маленькому, двигаться к поставленной цели. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно? Рассмотрим некоторые законы семейной жизни. (педагогические ситуации)
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. В начале собрания мы вам раздали семечко. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко мне напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения. И в наших с вами руках – вырастет из этого семечка прекрасный цветок или колючий одинокий кактус. И как с этим семечком, которое кто – то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто – то положил в карман и забыл, а кто – то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинаем воспитывать или зажимаем его так, что ему не передохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную личность. Подобно пламени свечи, каждому человеку отведено свое время, своя длина дороги. Мы не в силах прервать горение свечи, в наших силах лишь поддержать яркое и теплое дыхание огня, помочь укрыть его от ветра, чтобы не погасло оно, и смогло прогореть ровно столько, сколько отведено ему Богом.
Хотите ли вы, не хотите ли. Но дело, товарищи, в том, Что, прежде всего мы – родители. А все остальное – потом! Удачи вам, уважаемые родители!