Приложение МААМ

О духовно-нравственном воспитании дошкольников

Елена Ермилова
О духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ.

(консультация для воспитателей)

Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической, духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших духовно-нравственных факторов.

Публикация «О духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.

Ситуация в нашей стране не стала исключением. Духовность и нравственность заменили рвачество, делячество, потребительство, т. е. основные черты русского менталитета не прижились, стали «постыдными» в европейской модели развития общества.

Российское государство нуждается в гражданах, способных самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей, обладающих устойчивыми духовно-нравственными качествами, которые всегда отличали русский народ.

Специфика духовно-нравственного воспитания заключается в том, что конечной целью выступает гармонически развитая личность. Поэтому прививать доброе и разумное необходимо с дошкольного возраста.

Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах?

Дошкольное воспитание до середины 90-х годов осуществлялось по Типовой программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., идеологическую основу которой составляли ведущие положения марксистко-ленинского учения, задачи «всестороннего и гармонического развития личности советского человека-активного строителя коммунизма».

В концепции модернизации образования говорится о важнейших задачах воспитания, как о «формировании гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности».

Всё больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Достаточно важный аспект в современных условиях– формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, основанных на любви к своей Родине, месту рождения, близким людям.

Нравственно-патриотическое воспитание в нашем ДОУ осуществляется в соответствии с Программой воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой 2005 года, ФГТ, программой развития нравственно-патриотической направленности, которая предполагает решение

задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство детей с символами государства средствами народной педагогики.

Задача педагога - отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, развивать интерес. Начиная работать по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать, продумать и хорошо рассказать, выделить наиболее характерное для местности, края.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг– Рождественские калядки, Масленица, Троица, Покровские посиделки. На праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то поет, кто-то пляшет. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник общих плясок и игр. Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают социальной гармонизации.

Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения, изделий народных промыслов. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской.

Развитие личности ребенка должно происходить на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Это- сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту. Воспитатели раскрывают духовный и нравственный потенциал произведений, доводят его до ребенка в доступной форме.

Не менее важным условием является взаимосвязь с семьей. К сожалению, в молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания, патриотизма не считаются важными и вызывают недоумение: «Зачем это нужно? Дети еще ничего не понимают, да и нужно ли понимать? Зачем учить любви к Родине, ведь нам так трудно живется.» Недопонимают, что любовь к Родине – это и любовь к семье, прошлому и будущему. Недаром говорится: «Что посеешь, то и пожнешь». То, что «посеяли» в 90-х – пожинаем уже сегодня. Каково будет наше будущее через 20 лет зависит от нас.

Прикосновение к истории семьи, участие ее в педпроцессе (проекты - «Герб семьи», «Семейные традиции», «Дерево рода», «История и современность города»; «Музей куклы», «Музей военной техники»; фотовыставки – «Мы-спортивная семья», «Не мешайте нам трудиться», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Мой домашний любимец», «Детский сад вчера и сегодня»; создание альбомов «Все о маме», «Мой папа-защитник Отечества», «Мои бабушка и дедушка») вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, традициям, сохранению вертикальных связей.

Решить задачу по формированию основ духовно-нравственной личности возможно, используя разнообразные формы народного воспитания, которое создает у детей чувство сопричастности с семьей, группой, садом, обществом (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Я сам!» Наши дети очень быстро растут, совсем недавно они лежали в коляске, и вот уже учатся разговаривать. И всё чаще мы слышим от них - Я сам.

Консультация «Цветотерапия» Консультация для воспитателей на тему: «Цветотерапия» Цветотерапия – улучшает настроение. Цветотерапия –– Эффективное средство сохранения.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр» Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр». Современный этап развития.

Консультация для воспитателей Музыкальная игра – как одно из действенных средств музыкального развития ребёнка. (консультация для воспитателей) Музыкальная игра является.

Консультация для воспитателей Инклюзивное образование в ДОУ К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские.

Консультация для воспитателей «ИКТ в ДОО» Актуальность: В настоящее время в нашей стране прослеживается стратегия информатизации общества, которая обуславливается доступностью информации.

Консультация логопеда Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения Мотивационная деятельность рассматривается как.

Консультация по краеведению Краеведение – основа воспитания патриотизма Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.

Консультация «Психогимнастика-что это?» Муниципальное общеобразовательное учреждение МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №139» Г. Саратов Консультация Психогимнастика -что.

Консультация для родителей по ПДД Уважаемые мамы и папы! Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 20:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О духовно-нравственном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ермилова (УИ 393840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД