Елена Ермилова
О духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ.
(консультация для воспитателей)
Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической, духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших духовно-нравственных факторов.
Публикация «О духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.
Ситуация в нашей стране не стала исключением. Духовность и нравственность заменили рвачество, делячество, потребительство, т. е. основные черты русского менталитета не прижились, стали «постыдными» в европейской модели развития общества.
Российское государство нуждается в гражданах, способных самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей, обладающих устойчивыми духовно-нравственными качествами, которые всегда отличали русский народ.
Специфика духовно-нравственного воспитания заключается в том, что конечной целью выступает гармонически развитая личность. Поэтому прививать доброе и разумное необходимо с дошкольного возраста.
Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах?
Дошкольное воспитание до середины 90-х годов осуществлялось по Типовой программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., идеологическую основу которой составляли ведущие положения марксистко-ленинского учения, задачи «всестороннего и гармонического развития личности советского человека-активного строителя коммунизма».
В концепции модернизации образования говорится о важнейших задачах воспитания, как о «формировании гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности».
Всё больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Достаточно важный аспект в современных условиях– формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, основанных на любви к своей Родине, месту рождения, близким людям.
Нравственно-патриотическое воспитание в нашем ДОУ осуществляется в соответствии с Программой воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой 2005 года, ФГТ, программой развития нравственно-патриотической направленности, которая предполагает решение
задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство детей с символами государства средствами народной педагогики.
Задача педагога - отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, развивать интерес. Начиная работать по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать, продумать и хорошо рассказать, выделить наиболее характерное для местности, края.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг– Рождественские калядки, Масленица, Троица, Покровские посиделки. На праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то поет, кто-то пляшет. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник общих плясок и игр. Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают социальной гармонизации.
Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.
Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения, изделий народных промыслов. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской.
Развитие личности ребенка должно происходить на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Это- сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту. Воспитатели раскрывают духовный и нравственный потенциал произведений, доводят его до ребенка в доступной форме.
Не менее важным условием является взаимосвязь с семьей. К сожалению, в молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания, патриотизма не считаются важными и вызывают недоумение: «Зачем это нужно? Дети еще ничего не понимают, да и нужно ли понимать? Зачем учить любви к Родине, ведь нам так трудно живется.» Недопонимают, что любовь к Родине – это и любовь к семье, прошлому и будущему. Недаром говорится: «Что посеешь, то и пожнешь». То, что «посеяли» в 90-х – пожинаем уже сегодня. Каково будет наше будущее через 20 лет зависит от нас.
Прикосновение к истории семьи, участие ее в педпроцессе (проекты - «Герб семьи», «Семейные традиции», «Дерево рода», «История и современность города»; «Музей куклы», «Музей военной техники»; фотовыставки – «Мы-спортивная семья», «Не мешайте нам трудиться», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Мой домашний любимец», «Детский сад вчера и сегодня»; создание альбомов «Все о маме», «Мой папа-защитник Отечества», «Мои бабушка и дедушка») вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, традициям, сохранению вертикальных связей.
Решить задачу по формированию основ духовно-нравственной личности возможно, используя разнообразные формы народного воспитания, которое создает у детей чувство сопричастности с семьей, группой, садом, обществом (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.