Валерия Фокина
Речевое развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями через использование краеведческого материала
▼ Скачать + Заказать документы
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
2 Слайд
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.
3 Слайд
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования в детском саду разработана парциальная образовательная программа «Мой край родной», входящая в часть ООП, формируемой участниками образовательных отношений.
Темочки:
Данная программа реализуется в группах комбинированной направленности, в состав которых входят дети с особыми образовательными потребностями.
4 слайд Эти дошкольники очень разные (с ТНР, с ЗПР, с легкой умственной отсталостью, с РАС, но практически все из них имеют - ограниченные представления о родной земле, городе, крае, о труде своих родителей, о достопримечательностях и памятных местах малой родины, богатстве природы родных мест; бедный словарный запас; связная речь плохо развита; дети затрудняются выражать свои мысли и чувства; недостаточная интонационная выразительность речи.
5 слайд Данные проблемы были учтены при разработке содержания парциальной программы «Мой край родной».
На слайде представлена схема, на которой отражены основные направления изучения программы по возрастам. Как вы видите, в младшем возрасте идет изучение таких разделов, как семья, детский сад и Кировский район, в среднем идет повторение изученного и добавляется изучение нового – знакомим воспитанников с городом Новосибирском, в старшем добавляем знакомство с Новосибирской областью, а в подготовительной группе - Сибирский Федеральный округ.
Для каждой возрастной группы разработан перспективный план в соответствии с лексическими темами. Работая по лексической теме в одной возрастной группе, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. Так, ребенок с более тяжелой патологией может только показать предложенный материал ( пример: семья, покажи маму, бабушку и т. д.). Другой ребенок способен показывать и называть, а в дальнейшем и рассказывать об увиденном.
6 слайд
Работа по развитию речи строится по пяти основным направлениям:
- развитие пассивного и активного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие просодической стороны речи;
- коррекция произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой слова.
7 слайд Так по теме МОЯ СЕМЬЯ начинаем работать с младшего возраста.
Формируем представления о семье, родственных отношениях в семье.
8 слайд Совместно с родителями подготовили информацию «История моей семьи»
9слайд В старшей группе ребята рассказывают о профессиях своих родных. Развивается диалогическая речь.
10 слайд МОЙ ДЕТСКИЙ САД. В средней группе проводятся беседы с детьми, проходит экскурсия по детскому саду, по его территории, организуется знакомство с экологической тропой, знакомство с сотрудниками.
11 слайд Расширяем и уточняем представления детей о значении труда взрослых, о профессиях людей работающих в детском саду. В старшей группе представления расширяются, обобщаются, систематизируются. В подготовительной группе дети становятся активными участниками образовательного процесса на уровне детского сада, района. Участвуют в мероприятиях различного уровня. Полноценно осознают свою значимость и причастность к общему делу.
12 слайд Кировский район
Мы знакомим детей с районом, его достопримечательностями. Идет обогащение словаря, активизация речи. Проводим тематические вечера, совместные с родителями мероприятия. Устраиваем фотовыставки «Мы – Кировчане». Ребята старшего возраста составляют рассказы на тему «Мои ЛЮБИМЫЕ МЕСТА».
13 слайд ЧТО Я ЗНАЮ О НОВОСИБИРСКЕ.
Стало уже доброй традицией творчески, всей семьей готовить материал в соответствии с темой, по которой мы работаем.
В средней группе мы работаем над накоплением детьми пассивного словарного запаса и активацией в речи существительных, глаголов и прилагательных.
14 слайд
Активно используем наглядный материал.
Игра «Будьте внимательны», «Покажи и назови».
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить использовать в речи слова-антонимы.
«Придумай сравнение»
Логопед. Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое:
«Исправь ошибку»
15 слайд
В старшем возрасте речь обогащается образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине). Читаем и разучиваем стихи о нашем городе. Продолжая совершенствовать интонационную выразительность речи.
16 слайд
В завершении программы, в конце подготовительной группы, детям даются представления о Сибирском федеральном округе.
Ребята с удовольствием делятся своими знаниями, впечатлениями, выражают их в рисунках, рассказах и сообщениях.
17 слайд
С детьми старшего возраста организуем проектную деятельность, в этом учебном году в рамках реализации проекта, посвященного 75-летию Великой Победы, ребята с ОВЗ принимают участие в постановке музыкально-литературной композиции. Особое внимание при подготовке уделяем правильному звукопроизношению и эмоционально-интонационной выразительности речи.
18 слайд
Мы считаем, что система работы позволит детям с особыми образовательными потребностями усвоить сложный краеведческий материал посредством использования различных форм, методов и способов совместной деятельности взрослого и детей, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.