Лейсан Гиниятова
Речевое развитие дошкольников. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Незабудка»
Выступление на тему:
«Речевое развитие дошкольников. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте».
Подготовил:
Воспитатель I кв. категории
Гиниятова Л. Р.
г. Набережные Челны, 2022г
Публикация «Речевое развитие дошкольников, Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Из всех образовательных областей – речевое развитие наиболее актуально в дошкольном возрасте.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты :
1. Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2. Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного запаса дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы);
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (Наша связная речь состоит из 2-х частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4. Развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга престала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей).
6. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте – это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи, ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Средний дошкольный возраст, 5-й год жизни, является периодом наиболее восприимчивым к звуковой стороне речи.
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких звуков.
Они получают знания о слоговом строении слова, о словесном ударении.
Используют схемы звукового состава и специальные условные значки для обозначения звуков.
Гласный твердый согласный мягкий согласный
В подготовительной к школе группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, учатся грамотно записывать слова и предложения (печатать в тетради).
Организуя обучение детей необходимо учитывать такие психологические особенности, как быстрая утомляемость, ослабление внимания, потеря интереса, стремление к игре.