Валентина Геннадьевна Куленок
Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация преемственности между ДОУ и начальной
школой в условиях ФГОС»
Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы, в свою очередь – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка, и осмысливается на более высоком уровне. В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования можно выделить: -состояние здоровья и физическое развитие детей; -уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебной деятельности; -умственные и нравственные способности детей; -сформированность их интеллектуального и личностного развития; -развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться с взрослыми и сверстниками. Подготовка детей к школе – была, есть и будет одной из актуальных проблем образования, которая заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учёбы. Однако, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом и психологическом развитии дошкольника. Но самым важным условием успешного обучения в школе является наличие у ребё нка соответствующих мотивов обучения: отношение к учёбе, как к важному, общественно - значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно устойчивых и сильных мотивов может побудить ребёнка к добросовестному и систематическому выполнению обязанностей, которые налагает на него школа. Обозначив и осознав данную проблему, необходимо налаживать плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи: - установление единства взглядов и стремлений на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой; -выработка общих целей и задач, путём достижения намеченных результатов; -создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; -всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей. Перечисленные выше задачи определяют три основных направления для обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием : 1. методическая работа; 2. работа с родителями; 3. работа с детьми.
Публикация «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Методическую работу можно осуществлять через проведение консультаций, семинаров-практикумов, бесед, встреч педагогов детского сада и школы по темам : «Психологическая готовность ребенка к школе», «Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе», «Адаптация детей к обучению в школе». Семинары включают в себя взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий у дошкольников учителями, набирающими детей в 1-й класс в следующем учебном году. После занятий педагогам необходимо совместно обсудить проблемы и скорректировать свою деятельность, что даст возможность совершенствовать методы воспитания и обучения детей. Работа с родителями ведё тся на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки: «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе : критерии подготовленности будущего первоклассника к школе», «Психологическая готовность и коммуникативные навыки». Проводятся родительские собрания, в том числе, в нетрадиционных формах в виде «Встречи за круглым столом», "Детско-родительская гостиная" и т. д., где затрагиваются проблемы подготовки ребёнка к школе и выбора будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и педагог-психолог детского сада могут ответить на все вопросы родителей. После собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации.
И, конечно же, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются : экскурсии детей - дошкольников в школу, посещение школьной библиотеки, спортивного зала и школьного стадиона, праздничной линейки 1 сентября – все это вызывает у воспитанников интерес, желание пойти в школу, и вселяет уверенность в своих силах. Частые и желанные гости в детском саду - это выпускники. Их можно привлекать к помощи детскому саду. Так, на уроках труда они могут делать скворечники, сшить одежду для кукол. Можно привлечь для инсценировки сказок перед детьми, они могут рассказать о школе много интересного будущим первоклассникам. Такое сотрудничество ради детей позволит добиться положительных результатов в работе. Ведь каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками. Психологическая готовность к школе включает в себя : Личностно – социальную готовность, т. е. готовность ребенка к общению и взаимодействию – как с взрослыми, так и со сверстниками. Интеллектуальная готовность к школе предполагает, что ребенок имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. Мотивационная готовность подразумевает желание ребенка идти в школу, для того чтобы учиться, узнавать новое, т. е. желание быть учеником. Эмоционально – волевая готовность позволяет ребенку контролировать свои эмоции и поведение во время уроков.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» - писал известный психолог Л. А. Венгер. В последние годы отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одного из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника.
Одной из приоритетных задач ФГОС начального общего образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. А также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль ребёнка в образовательном процессе. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Преемственность при переходе ребёнка из детского сада в начальную школу будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества и особенности переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя – педагог. Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Но она может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. А ради детей можно найти время и силы для решения задач преемственности.