Оксана Иванова
Преемственность между детским садом и школой. Формы связи дошкольного и начального школьного образования
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается как одно из условий непрерывного просвещения ребенка. Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка – основу успешного школьного обучения. С другой - школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса. Педагогический процесс – целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, учителя, психолога и родителей.
Публикация «Преемственность между детским садом и школой, Формы связи дошкольного и начального школьного образования» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Обмен опытом
Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть трудности возникающие в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействия детского сада и школы, если ДОУ выступает в качестве открытой готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематичному обучению в школе. Существует такая практика и в нашем ДОУ. Эффективная форма взаимодействия посещения открытых занятий и уроков, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. В конце каждого учебного года воспитатели подготовительных и старших групп дают мастер-класс для учителей начальных классов школы.
Посещение воспитателями уроков в школе, а учителем занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Так на основе анализа открытых уроков воспитатели могут предложить способы применения игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги могут обмениваться педагогическими новинками в периодической печати.
Организация естественного перехода
НОД (непосредственно образовательная деятельность) затрагивает все виды образовательных областей. Математика, познание, познавательно-исследовательская деятельность. Немаловажно показать, насколько дети умеют свободно общаться со взрослыми, так и со своими сверстниками. Правильно формулировать как диалогическую, так монологическую речь. Находить решения, из каких либо ситуаций. Развивать мышление и логику именно в дошкольном возрасте.
Важную роль в осуществлении преемственности играют связи с другими учреждениями – сотрудничество с родительским комитетом, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками, посещение школы детьми подготовительной группы. Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Родительские собрания о подготовке ребенка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей.
В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении.
Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организует школа. Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся первых классов. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и школы. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободному общению, а школьники проявляют заботу о младших.
Ступени образования
Таким образом, рассматривая разнообразные формы связи дошкольного и начального школьного образования как заинтересованных ступеней в современной подготовке к школе, мы приближаемся к решению проблемы преемственности детского сада и школы. Необходимость преемственности усиливается еще в большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.
Наиболее действенными формами работы по преемственности, исходя из нашего опыта, являются:
1. Посещение учителями начальной школы занятий в детском саду и воспитателями уроков в школе.
2. Проведение совместных круглых столов, семинаров, совещаний учителей начальных классов и воспитателей детского сада.
3. Проведение различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей.
Дошкольное воспитание – первая ступень единой системы народного образования. Н. К. Крупская подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…».