Наталья Алиева
Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта :
«Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»
Информация о разработчиках проекта: Алиева Наталья Леонидовна, воспитатель.
Тип проекта
• практико – ориентированный
• длительный (по продолжительности)
Сроки реализации: ноябрь 2019г. - май 2020г.
Общие принципы:
• свобода выбора
• свобода общения
• научность
• толерантность
Публикация «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Методы:
• исследовательский
• частично-поисковый
База реализации проекта: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат основного общего образования» г. Тарко-Сале Пуровского района
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальных классов, родители.
Нормативно–правовая база по вопросу преемственности.
Федеральный уровень:
• Закон об образовании в РФ.
• Семейный кодекс РФ.
• Конвенция о правах ребенка.
• Концепция модернизации Российского образования.
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
• Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».
• Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.).
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
• Федеральный государственный стандарт начального общего образования
• Профессиональный стандарт педагога
• Сан. Пин.
Уровень ОУ:
• Договор с родителями
• Основная образовательная программа дошкольного образования
• Основная образовательная программа начального общего образования
Актуальность темы: Проблема преемственности дошкольного образования и начального обучения является актуальной для всей системы образования. В научной литературе, посвящённой данной теме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию практически каждый ребёнок переживает и волнуется Он входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели, дети много надежд и ожиданий связывают со словом "школа". Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Ведь жизнь в школе отличается от жизни дошкольников. Школьный режим, общие правила, оценки - это совсем не похоже на то, как раньше "учился" ребёнок. Поэтому учителя должны более внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, и со школьной жизнью дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Организовав правильную работу по преемственности, мы сможем сделать для детей этот путь интереснее, а главное более благоприятным, что в дальнейшем будет положительно влиять на характер адаптации детей в школе. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.
• Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработать общие цели, воспитательные задачи и пути достижения намеченных результатов;
• создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказывать родиелям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.
Этапы проекта.
1 этап — диагностический (с 1.11.2019г по 10.11.2019г.)
№ Мероприятие Дата
1. Диагностический срез (наблюдение) знаний детей о школе
с 1.11.2019г по 10.11.2019г.
2. Анкетирование, тестирование родителей «Родительская «готовность» к школе» с 1.11.2019г по 10.11.2019г.
3. Интерпретация результатов анкетирования родителей (законных представителей, знаний и представлений детей. с 1.11.2019г по 10.11.2019г.
2 этап — проектно-организационный 1.10.2019г - 30.10.2019г.
№ Содержание Дата исполнения
1. Разработка проекта по теме 1.10.2019г - 30.10.2019г.
2. Подбор методической литературы 1.10.2019г - 30.10.2019г.
3. Создание условий для реализации проекта 1.10.2019г - 30.10.2019г.
4. Разработка плана взаимодействия с педагогами, родителями, представителями социума (МБОУ ДО «ДДТ», централизованная библиотека, историко-краеведческий музей и т. д.) 1.10.2019г - 30.10.2019г.
3 этап — практический (с 11.11.2019г. по 30.05.2020г.)
Формы осуществления преемственности.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Направленность Формы осуществления преемственности:
Работа с детьми (дошкольниками) - экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики);
- совместные праздники (День знаний,, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с педагогами).
Взаимодействие педагогов - совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа);
- семинары, мастер-классы;
- круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов;
- показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Сотрудничество с родителями - совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Сотрудничество в социуме
- экскурсии;
- участия в конкурсах;
- встречи и беседы с интересными людьми;
- совместные праздники, выступления;
- реализация дополнительных образовательных и общеразвивающих программ (на основе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей города Тарко-Сале
Условия реализации проекта
Материальная база
Наличие зданий :детский сад, школа.
Оборудование: компьютеры (интернет связь, мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны и пр. – созданы и реализуются условия для очного и дистанционного взаимодействия педагогов и т. д. родителей
Развивающая среда В дошкольных группах:
В групповых организованы центры развития: театрализованной, игровой, исследовательской деятельности, центр природы, уголок школьника.
В школе:
Классы с современным оборудованием, уголки, стенды.
Здоровьесберегающая среда: Соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности.
Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в дошкольных группах, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В ОУ поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
Лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики, гимнастики пробуждения и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.
Оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
Включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, обще двигательного развития, психоэмоциональной сферы.
Социум муниципального района
МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале.
Централизованная библиотечная ситсема муниципального образования Пуровский район".
Пуровский районный историко-краеведческий музей и т. д.
Продукт проектной деятельности:
- Праздник «Выпускной бал», с привлечением педагогов школы.
- Презентация опыта работы по преемственности ДО и НОО.
-Размещение материала в соц. сетях и на школьном сайте.