Марина Викторовна Колесникова
Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнушка» р. п. Дергачи
Доклад на тему:
«Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования. "
Воспитатель: Колесникова М. В.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский.
Публикация «Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования» размещена в разделах
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвивым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли её предпосылки, а тем, умеет ли ребёнок читать, считать и т. д.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Мы не даём детям информацию в готовом виде, так как ребёнок не пассивный слушатель, а именно признаём активность ребёнка, сотрудничество воспитателя и ребёнка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущая цель подготовки к школе формирует у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребёнка.
При этом обеспечиваем сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. В своей работе формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, даём им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребёнком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников расширяет соответствующие представления воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, желание учиться.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребёнок тянется к своему воспитателю.
Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является чёткое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• Воспитание нравственного человека;
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени :
• Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения;
• Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
• Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
Основные задачи сотрудничества МДОУ д/с «Алёнушка» и школы:
• Устанавливаем и стремимся к единству взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой;
• Вырабатываем общие цели и воспитательные задачи путём достижения намеченных результатов;
• Создаём условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно – образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• Всестороннее психолого – педагогическое просвещение родителей в течение всего года;
• Оказываем психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу;
• Формируем в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.
Новым подходом в образовательной программе стала реализация содержания основной общеобразовательной программы на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет нам интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, двигательной, познавательно – исследовательской и других, что способствует формированию у ребёнка целостной картины мира с учётом возрастных особенностей, повышает качество освоения программного материала. Внедряем данный принцип, расширяем свои возможности, активно используем при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формирует умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно – исследовательской деятельности, что позволяет искать способы их решения.
Учитываем ведущий вид мышления дошкольников – наглядно – действенное, наглядно – образное – одним из ведущих методов, используемых нами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково – символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Мы думаем, что всё это помогает ребёнку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формируем у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, устанавливаем умения и причинно – следственные связи.
Одним из итоговых результатов дошкольного образования становится развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства её осуществления, добиваться получения результата.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволяет нам обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.
Работу по преемственности детского сада со школой мы осуществляем по трё м основным направлениям:
• Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми:
• Экскурсии в школу;
• Посещение школьного музея, библиотеки;
• Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• Выставки рисунков и поделок;
• Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• Участие в театрализованной деятельности;
• Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• Семинары, мастер – классы;
• Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• Педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• Консультации с педагогами ДОУ и школы;
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Дни открытых дверей;
• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе;
• Семейные вечера, тематические досуги;
• Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов).
Ожидаемые результаты.
Для результата реализации программы сотрудничества мы создаём комфортную преемственность предметно – развивающей образовательной среды :
• Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• Комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим
работникам.
Интегративные качества ребёнка – дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
• Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества…;
• Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…;
• Эмоционально отзывчивый…;
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками…;
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия…;
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…;
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…;
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции…;
• Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Литература:
1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008г. ;
2. Д. Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. – 1971г. -№ 4.
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Содержание образования в двенадцатилетней школе. – М., 2000.
4. В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова «Дошкольное образование как ступень системы общего образования : Научная концепция
/ М., 2005.