наталья немкова
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения–выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
Целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.
Среди педагогических технологий, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить:
• здоровьесберегающие педагогические технологии;
• технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
• технологию проектной деятельности;
• технологию исследовательской деятельности;
• игровые технологии;
• технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»;
• информационно-коммуникативные технологии.
В своей педагогической деятельности мы реализуем разнообразные технологии, так как считаем, что они направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Мы используем целый ряд здоровьесберегающих технологий: динамические паузы во время занятий. Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, «дорожки здоровья» в группе и на участке в летнее время. Так же используются коррекционно-оздоровительные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика. К тому же в работе с детьми используются педагогические технологии, направленные на обеспечение психического здоровья. Это программы формирования социально-эмоциональной сферы: «Я, ты, мы» О. Л. Князевой. Успешно реализуется программа Стеркиной «Безопасность жизнедеятельности дошкольников», формирующая у детей привычку к здоровому образу жизни. Эффективность использования данных технологий находит свое отражение в снижении заболеваемости воспитанников.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
Мы используем в работе с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие, а именно: ситуация успеха, ситуация обращения к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания и другие, не мешаем ребенку творить. Находясь рядом с ним во время процесса, принимаем и понимаем его позицию, бережно относимся к результатам детского творческого труда.
Создание комфортных условий, атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания - этим обусловлен отказ от традиционных занятий. Развивающая среда, состоящая из ряда центров (сенсорный центр, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.) способствует организации содержательной деятельности детей.
Результатом использования личностно-ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.
Широко в своей практике используем проектную деятельность. Так как считаем, что этот вид технологии дает детям возможность целенаправленной деятельности с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению. Спецификой использования методов проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Технологии исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие разворачивалось на процесс саморазвития. Данная технология активно используется нами в экспериментальной деятельности. В группе созданы условия для экспериментальной деятельности, создан «Центр науки», что сказалась на активном его использовании как в совместной деятельности педагога с детьми, так и самостоятельно.
Информационно-коммуникативные технологии, используемые в работе с детьми, дают нам возможность сделать обучение и развитие детей более привлекательным и захватывающим. Это дает нам возможность идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень компетентности родителей.
ИКТ в работе помогает нам в:
1. Подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформлении групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые ситуации. Во время образовательной деятельности и в режимные моменты применяем игрушки, персонажи пальчикового и кукольного театра, которые помогают решить поставленные задачи. Сюрпризные моменты. Во время образовательной деятельности используем волшебный мешочек, одушевляем используем предметы-заместители. Момент неожиданности позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой на познание нового материала.
Технологии «Портфолио дошкольника». Индивидуальные образовательные достижения — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и само презентации личных достижений ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Особенно интересен раздел «Мои достижения», в разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы, так как он поможет педагогам систематизировать свою копилку достижений и сыграет большую роль при повышении квалификации).
Технологии «Портфолио педагога». У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Этот вид технологии помогает педагогам систематизировать свою копилку достижений и сыграет большую роль при повышении квалификации.
Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника ив дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.