Лучший педагог года

Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС

Глухушина
Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Глухушина Елизавета Сергеевна,

студент 4 курса,

направление 44.03.01 Педагогическое образование

профиль бакалавриата «Начальное образование»,

факультета педагогики и психологии,

негосударственного образовательного учреждения

высшего образования

«Московский социально-педагогический институт»

г. Москва

Научный руководитель: Оборотова Светлана Алексеевна.

Публикация «Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты разностороннего развития, духовно- нравственного и общекультурного воспитания во внеурочной деятельности. Реализация программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях освоения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования будет более успешна при организации мероприятий по повышению профессиональных компетенций учителей начальных классов, методического обеспечения и создание благоприятных условий для самореализации обучающихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст, профессиональная компетентность педагога, внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной, социальной иерархии ценностей.

Начальная ступень общего образования является наиболее оптимальной для системы духовно-нравственного и общекультурного воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Мы, хотим видеть своего ученика добрым, честным, любящим и заботливым, трудолюбивым, стремящимся к знаниям, патриотичным и толерантным.

В настоящее время в России осуществляется модернизация школьного образования, вызванная требованиями социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Вышеизложенная проблематика определила тему нашего исследования: Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС.

Актуальность разработки которого связана, с одной стороны, с приоритетом воспитательных задач, повышением роли духовно-нравственного и общекультурного воспитания (как ключевое требование ФГОС) и практической значимостью проблемы воспитания в общеобразовательной школе, а с другой стороны, необходимостью использования возможностей школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности по личностным результатам обучающихся.

Цель исследования – раскрыть социализирующий потенциал внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации (ФГОС НОО).

Объект исследования – организация внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – воспитательно-образовательный процесс во внеурочной деятельности в условиях модернизации начального общего образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что реализация потенциала внеурочной деятельности обучающихся в условиях освоения (ФГОС НОО) будет более эффективной, если:

• выявить особенности организации внеурочной деятельности в условиях освоения (ФГОС НОО) и определить ее возможности в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся;

• изучить и обобщить опыт организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы;

• разработать методические рекомендации для учителей школ по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать научно-методическую и учебную литературу по данной проблеме, раскрыть базовые понятия темы;

- раскрыть сущность внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования как потенциал духовно - нравственного воспитания;

- выявить особенности организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях освоения (ФГОС НОО);

- изучить возможности внеурочной деятельности младшего школьного возраста.

В процессе решения поставленных задач, мы выявили, что внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования ФГОС в полной мере.

Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям (ФГОС НОО) внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Так внеурочная деятельность позволяет нам решить целый ряд очень важных задач:

обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширять рамки общения в социуме.

Примеры принципов нравственного воспитания:

1. Ориентация на идеал – идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурных традициях народов мира.

2. Следования нравственному примеру – ведущий метод нравственного воспитания.

3. Идентификация (персонификации) – в младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на ярких и примечательных.

4. Системно – деятельностная организация воспитания – интеграция содержания различных видов деятельности обучающегося в рамках программы их духовно-нравственного воспитания и развития осуществляющегося на основе воспитательных идеалов и ценностей. [7, с. 30].

Цель и задачи духовно-нравственного развития и общекультурного воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

Также в своей работе я рассматривала формы внеурочной работы. Существует пять типов форм воспитательной работы: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические. [4, с. 16].

Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста один из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа – это та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обуславливает ценностные ориентации. Уклад современной школьной жизни – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, социальных возможностях и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. У каждой школы свое неповторимое лицо. Поэтому нет, и не, может быть двух одинаковых моделей внеурочной деятельности. Общими могут быть только принципы и технологические подходы к организации. А эффективность духовно-нравственного воспитания ни в коей мере не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей. [5, с. 80].

Белинский писал: «Воспитание – великое дело; им решается участь человека». От того, как мы будем воспитывать наших детей, какой фундамент духовно-нравственных ценностей в них заложим, от этого будет зависеть становление личности гражданина нашей страны.

Список литературы:

1. Аверина Н. Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. // Начальная школа. -2005.- №11.-с. 68.

2. Алиев М. Н. Воспитание нравственно – волевых качеств у детей средствами физической культуры. // Педагогика. - 2008. - №1. – с. 67.

3. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М. : Мысль. - 2008. - С. 15-45.

4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 16 — 22.

5. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. - М. : Изд-во МГУ. 1994. – 80 с, 145 с.

6. Галицкая И. А. Понятие духовно – нравственное развитие в современной педагогической теории и практике. // Педагогика. – 2009. - №10. – с. 36.

7. Дерябина В. А. Роль школьного исторического музея в духовно – нравственном воспитании младших школьников. // Начальная школа, 2012.- №6.- с. 30- 38.

Публикации по теме:

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

Использование мультимедийных технологий на занятиях по внеурочной деятельности «Краеведение» в условиях реализации ФГОС «Путь в тысячу миль начинается с первого шага». Конфуций Сто лет в истории человечества сравнительно небольшой срок, но если взор обратить.

«Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях реализации ФГОС». Отчёт Межрегиональная научно-практическая конференция «Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях.

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности.

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО) В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции.

Ресурсный центр системы оценки качества дошкольного образования условиях реализации ФГОС ДО I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования.

Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС «Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС» Подготовила: старший воспитатель.

Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Статья: «Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» Автор: Лашманова Ирина Юрьевна МБДОУ №29 Ивановская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 15 октября 2019 в 20:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Глухушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД