Елена Дмитриева
Развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по теме «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. И никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное без коллективных усилий педагогов, родителей и совместной практической художественно-эстетической деятельности
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам при отсутствии искренних чувств восхищения прекрасным у близких людей, окружающих ребенка. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать красоту в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения в рисунке, живописи, лепке, аппликации. Последовательно организованная педагогом работа над дымковской игрушкой при активном участии детей позволяет более эффективно решать задачу эстетического восприятия.
Публикация «Развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по теме „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ведь с давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих дедушек и бабушек детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Почему важно выбрать дымковскую игрушку для приобщения детей дошкольного возраста к яркому народному промыслу? Что такое – дымковская игрушка – сувенир, произведение народного искусства, оберег или забава для маленьких детей? На эти и другие вопросы необходимо найти ответы в процессе работы над проектом. Именно дымковская игрушка, как нельзя лучше и разностороннее воздействует на развитие детских чувств и эмоций, ума и характера ребенка.
Проект «Дымковская игрушка» может развиваться поэтапно : от простого к сложному. Модель трех вопросов позволяет понять педагогу, что многие дети старшего дошкольного возраста уже знают дымковскую игрушку, как сувенир, как красивое украшение, деталь интерьера. Дети могут сказать, для чего русские люди занимались промыслом лепки игрушек, из какого материала изготавливались народные игрушки, кто такие гончары, и,даже, некоторым детям удалось увидеть в музее гончарный станок для работы с глиной. Мальчиков интересует вопрос, где люди брали глину для изготовления игрушек, как ее обрабатывали и готовили к лепке. Девочки задают вопросы по использованию ярких красок, по последовательности росписи игрушки, по тому, как ее использовать, как оберег, как украшение, и как забаву для маленьких детей. Дети спрашивают, можно ли в наше время увидеть настоящие дымковские игрушки?
Перед началом работы педагогу важно самому изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи игрушки. Необходимо подобрать художественную литературу, доступную для восприятия детьми : : цветные фотоальбомы Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. «Дымковская игрушка на рубеже столетий», Киселева Г. Г. «Вятская глиняная игрушка в рисунках Алексея Даньшина», сказка о дымковской игрушке "Козлик - золотые рожки", сказка "Дымковская игрушка», «Сказочная повесть о появлении Дымковской игрушки», стихи и загадки для дошкольников, развивающие фильмы для детей дошкольного возраста, рассказывающие о красоте природы села Дымково, о происхождении названия этого села и его расположении на берегу реки Вятка. «Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым, да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины» Дети с интересом слушают эмоциональный рассказ воспитателя, сопровождающийся показом иллюстраций и образцов дымковских игрушек. : «Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет. Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска», к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие»
Старинная легенда завораживает детей, пробуждая их творческую фантазию: «Легенда повествует о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник».
Практический материал можно сделать самостоятельно с помощью родителей, старших детей воспитанников. Это плоскостные и объемные изделия из глины, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия, что прямая линия – это символ дальней дороги, а волнистая – символ волн реки и моря. Барышня с детьми – это символ большой дружной семьи. Дымковские лошадки, индюки, курочки и олени – это символ богатой жизни в семье в окружении растительного и животного мира. Мужичок на коне, мужичок с гармошкой, медведь в шапке и с балалайкой – эти игрушки веселят и увлекают детей. Логические вопросы помогают детям задуматься и внимательно рассмотреть детали изделия керамики – игрушки. Чем похожи и чем отличаются все эти игрушки друг от друга? Чем отличается олень от барана? Лошадь от оленя? Какие вы видите повторяющиеся элементы росписи игрушек? Какие цвета и краски использует мастер? А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? Откуда мастера брали чистый белый цвет? Как красиво и ярко выделяются узоры на чистом белом фоне!
«Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной!»
Педагог рассказывает детям, как раньше готовили краску для дымковских игрушек. «Раньше, игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Сейчас: Мы использовали водоэмульсионную или акриловую краски.
Раньше: Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а десяток: синюю, желтую»
Как вы думаете, в современном мире, когда в магазинах много разных игрушек, дымковские игрушки привлекают внимание и интерес покупателей? Дымковская игрушка – это символ России, она известна не только в Кирове, но и далеко за его пределами, ее любят как у нас в стране, так и за рубежом.
Практический этап проекта дает детям возможность самим, своими руками ощутить мягкость, эластичность и податливость такого материала, как глина. Педагогу важно проявить терпение и настойчивость, постепенно приобщать детей к работе с глиной, так как городские дети никогда не сталкивались с этим природным материалом, они пугаются цвета и липкости глины. Воспитатель объясняет, что глина – чистый природный материал, она бывает лечебной, а так же используется для изготовления керамических изделий, посуды и игрушек.
На данном этапе работы над проектом необходимо предоставить детям свободу выбора природных материалов в уголке для экспериментирования, помочь провести опыты и наблюдения с глиной, сравнить ее свойства со свойствами песка. Дети с интересом осуществляют различные действия, соприкасаясь с глиной, водой, песком: пересыпание из стаканчика в стаканчик, продувание, втыкание палочки, переливание воды сквозь песок и глину. Совместно с детьми делаем выводы. Песок – легкий, сыпучий, состоит из отдельных песчинок, сквозь его легко просачивается вода, а глина – вязкая, пластичная, скатывается в комок, не пропускает воду. Задаем проблемные вопросы: «Куда легче «посадить деревце» (воткнуть палочку) в сухую глину, мокрую глину или в песок?». Использование практических методов и приемов позволяют научить дошкольников совершать целенаправленные действия по изучению свойств глины, делать умозаключения, оформлять выводы в речи, смело действовать с комочком глины.
С помощью родителей и работников дошкольного учреждения оформляем выставку изделий народного промысла «Дымка». Подбираем иллюстративный материал: альбом «Народные промыслы», набор разноцветных открыток «Дымковская игрушка». При рассматривании разнообразных образцов дымковской игрушки важно научить детей подбирать красочные слова, сравнения, яркие эпитеты для описания игрушек – «Лошадка», «Олененок», «Козлик с золотыми рожками», «Мужичок на коне», «Дети на карусели», «Барышня – водоноска», «Барышня с курочкой» и т. д. Помочь каждому ребенку составить описательный рассказ по любимой игрушке. Дымковские игрушки создают позитивное радостное настроение, вызывают добрые чувства. Эти игрушки отражают милый и наивный мир детских фантазий. В процессе лепки воспитатель знакомит детей с несколькими приемами лепки одной и той же игрушки, например – лошадки. Педагог показывает, как слепить лошадку из целого куска глины и путем присоединения частей, деления кусочка глины на 3-4 равных части, раскатывания в тонкий жгутик, переплетение жгутиков в «спираль», в «косичку». Дети постепенно учатся разминать кусочек глины, вытягивать части игрушки (шея, голова, ноги, хвост). При работе с глиной укрепляются мышцы кисти рук, развивается мелкая и крупная моторика. Важно показать ребенку, как правильно соблюдать пропорции тела животного или человека, форму частей туловища. Ребенок вместе со взрослым учится пользоваться инструментами для лепки: стеки, влажные и сухие салфетки, доски для лепки.
На этапе украшения глиняной игрушки важно научить детей различать цвета и оттенки красок, закрепить приемы смешивания двух красок для получения розовых и голубых оттенков. Учить использовать для рисования кисти разной величины, ватные палочки, штампы. Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи. С целью закрепления приемов рисования важно использовать плоскостные фигуры дымковских игрушек, вырезанные из бумаги или картона. Разложить для свободного доступа различные раскраски с элементами росписи дымковских игрушек, трафареты, различные изобразительные средства, разрезные картинки.
Знакомя дошкольников с изделиями народных мастеров, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные стихи, загадки, пословицы и поговорки.