Зенкова Анастасия Владимировна
Развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем является сегодня развитие эмоциональной сферы детей. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития. Один из методов развития эмоциональной сферы детей — это песочная терапия.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Практически в каждом детском саду есть центры песка и воды, одни педагоги считают, что детям с песком надо заниматься самостоятельно, другие – используют песок на занятиях. Педагоги-психологи ДОУ используют песочную терапию для коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, а также при возбудимости и гиперактивности, при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах, тревожности. В коррекционно-развивающих занятиях, с различными целями: при ознакомлении с эмоциями и чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы.
Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей с ОВЗ, так как, зачастую у таких детей происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей, часто наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. У детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы». Прежде всего, это «комплекс неполноценности», неуверенность в себе, что может привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому требуется большое внимание уделять психоэмоциональному здоровью детей с ОВЗ
Опыт работы убедил в том, что наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с такими детьми, является – песочная терапия.
В основу песочной терапии с детьми с ОВЗ положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика : ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.
Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью.
После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными, активней взаимодействуют с другими детьми, у них повышается интерес к занятиям, так как все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой форме. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.
Какие достоинства и преимущества песочной терапии существуют :
Позволяет снять контроль сознания;
Освобождает творческий потенциал и внутренние чувства;
Позволяет проработать психотравмирующие ситуации;
Обеспечивает непосредственно игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
Является непосредственно творческим языком для детей и обеспечивает регресс для более старших;
Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус;
Возможность перейти из роли пострадавшего в роли созидателя;
Дополнение к другим методам работы : изотерапия, сказкотерапия и др.
Организация песочной терапии : кабинет, ящик для песка (50х70, дно которого выкрашено в голубой цвет; песок, миниатюрные игрушки, различных категорий (различные дома, люди, сказочные персонажи, животные, бусы, камешки, монеты и т. д.).
Вот некоторые методы работы, которые можно применять в детском саду:
Игровой — этот метод не требует много индивидуальных занятий и в процессе помогает быстрее решить небольшие психологические проблемы ребенка. Ему предлагается роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну, свою сказку. Психолог активно играет вместе с ребенком, предлагает различные проблемные ситуации. Ребенок самостоятельно или совместно с психологом находит выходы из них. Непосредственно перед игрой ребенка нужно познакомить с песком. Для этого психологом показываются возможные методы работы с песком : его можно мять, из него можно строить, можно делать различные следы, манипулировать игрушками на песке. Затем ребенку предлагаются темы, созвучные с его проблемой: «Моя группа», «Мой день рождения», «Моя семья», «Мой поход в зоопарк» и т. д. Или разыгрывается сказка, которую начинает психолог и продолжает ребенок, включая свое воображение.
В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции, при наличии у ребенка серьезных поведенческих или эмоциональных нарушениях. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, тревожности и пережитое не переходит в психическую травму.
Также песочную терапию можно использовать в диагностических целях, например: методика «Моя семья — на песке», она намного информативнее, чем рисунок «моя семья». Ведь многие дети не умеют рисовать, особенно большие проблемы возникают у детей с ОВЗ, детям с диагнозом ДЦП трудно держать карандаш в руках и они часто отказываются выполнять задания, связанные с рисованием. На песке же ребенку проще манипулировать фигурками, он начинает ими играть, взаимодействовать. По тому, как он их располагает, разворачивает, закапывает или прячет в домиках, можно судить о семейной ситуации. Психолог обращает внимание на последовательность, кто за кем, соответствует ли сюжет заданной теме, на то, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и удаленности друг от друга, какие фигурки используются для каждого члена семьи, какие границы бывают в семье. Стертые, четкие, прозрачные. Закопана фигурка или может быть залита водой, с какого члена семьи начинается и кем заканчивается. Также в течение занятия с ребенком психолог может выяснить: уровень развития речи; уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует ли сюжет у картинки); эмоциональное развитие и стиль семейных отношений (диалоги между героями).
Психолог все регистрирует в протоколе, и в конце игры – фотографирует песочницу, используя результаты этой диагностики в своей дальнейшей коррекционной работе.
Еще песочная терапия актуальна в подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях.
На коррекционных занятиях используется как сухой песок, так и мокрый. Занятия могут проводиться индивидуально, в парах, в подгруппах в зависимости от цели и задач. В коррекционно-развивающих занятиях лучше использовать «волшебные» фигуры: песочный человечек – властелин песка, песочная фея, различные колдуньи, а также ритуалы вхождения в сказку через «волшебный» шар, подаренный сказочной феей или «волшебный» тоннель, помогающий попасть в сказочную песочную страну. При работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, песок больше используется для развития мелкой моторики рук. Для этого подходит мокрый песок : он хуже высыпается из песочницы, с ним намного удобнее играть, строить что-то, делать следы. Мокрый песок рекомендуется детям с повышенным физическим и эмоциональным тонусом — гиперактивным, агрессивным. Когда ребенок мнет песок, он снимает физическое и эмоциональное напряжение. Таким детям можно предлагать делать из песка постройки, различные пасочки, разрушать их и далее стимулировать детей к постройке более красивых форм.
Таким образом, групповые занятия помогают детям выработать навыки бесконфликтного общения в коллективе и толерантного отношения к «особым» детям, облегчить общение замкнутым, стеснительным. Использование методов песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ позволяет более эффективно решать следующие проблемы: трудности в общении, во взаимоотношениях детей и родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, страхи, тревожность, проблемы поведения и даже проблемы здоровья. Индивидуальные занятия с использованием методов песочной терапии помогают детям : обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально — приемлемые формы; осознать ребенком свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного им.