Сиделева Лариса
Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
В реализации Федерального государственного образовательного стандарта ДО перед педагогами стоит задача - развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их социально - эмоционального благополучия.
Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально - эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно-образовательном процессе.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Но в последние годы наблюдается увеличение числа детей с эмоциональной неустойчивостью, с враждебностю, агрессивностью, тревожностью. У них возникают трудности в установлении коммуникативных контактов. С недостаточной степенью сформированности умения управлять своими эмоциями. С неумением реагировать на разное выражение эмоционального состояния других членов детского коллектива.
Эмоциональный интеллект - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Эмоциональный интеллект для детей дошкольного возраста определяется как готовность ребенка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним, находить пути решения возникающих проблем.
Развитие эмоционального интеллекта ребенка дошкольника – это одна из значимых проблем современного дошкольного образования. Проявления эмоционального интеллекта заключаются в способности понимать мир эмоций и чувства других людей, проявлять эмпатию, поддерживать позитивный эмоциональный настрой своего внутреннего мира.
На развитие этих качеств влияет художественная литература, а в частности волшебный и завораживающий мир сказок, которые так любят дети дошкольного возраста. Если обратиться к ФГОС ДО, то можно проследить интеграцию задач по образовательным областям, направленных на развитие эмоционального интеллекта посредством восприятия художественной литературы и составления творческого рассказа.
Как известно, в общей основе развития личности лежит овладение речью, а речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления в особенностях речи ребенка находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Высокий уровень речевого развития отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Поэтому психологу, логопеду, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи и развитии речевого творчества.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.
Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.
В круг детского чтения и рассказывания входят: произведения народного творчества, русской и зарубежной классической литературы, современные произведения русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Таким образом, при отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и эмоционально -
нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного эмоционально-нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг
учитывается также единство содержания и формы.
Проведение занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.
В ходе занятия можно использовать мнемотаблицы для рассказывания произведения, символы-заместители при моделировании сказок.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. д.).
Можно предложить рассказать фрагмент произведения по иллюстрации, использовать игру-драматизацию, обыграть диалог между героями произведения.
Можно предложить дидактические упражнения на внимание, например, «Найди и назови недостающего героя сказки».
Используется тризовский прием «Что было бы, если…» при моделировании и анализе заданных ситуаций (например, что было бы, если крокодил проглотил бы солнце?
Работа по знакомству с определенной эмоцией посредством восприятия художественной литературы должна проходить с использованием загадок о временах года, героях произведений, предметах, встречающихся в сказках.
Используются пословицы, поговорки для осмысления сути произведения, а также в целях речевого творчества: для составления рассказов по ним.
Проводится работа с метафорами, объясняются такие понятия, как «Каменное сердце», «Кот наплакал», «Золотые слова».
Объясняется смысл таких фразеологизмов, как: «душа в пятки ушла», «дрожит, как осиновый лист», «несется без задних ног» и т. д. Проводятся упражнения (мимические этюды, упражнения (подражательно-исполнительского характера, на мышечную релаксацию) в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Можно использовать картины художников при отработке определенных поз, например, изображение печальной Аленушки возле берега и т. д.).
В целях развития эмоционального интеллекта используется передача движений, характерных для определенных героев (Хвастливый заяц, король – величественно шагает; движений, характерных для данного эмоционального состояния героя – учитывается быстрота выполнения движений, характер - резкость или спокойная ходьба, передача движениями рук «волн», а именно особенностей моря в сказке «О рыбаке и рыбке».
Используется сочетание мимики, позы и интонации при передаче действий старухи в той же сказке и т. д.
При работе со сказкой используются жесты. Так, например, проявляя творческую активность, дети старшего дошкольного возраста с удовольствием вносят небольшие изменения в знакомую сказку (например, в сказку «Курочка - Ряба», рассказывают ее с помощью жестов, мимики, а затем могут предлагать узнать по инсценированному фрагменту произведение без произнесения слов.
Важно обращать внимание, беседуя по сказкам на эмоциональное состояние героев, ценностно-смысловое значение их поступков.
Можно инсценировать потешки, сказки, стихотворения, басни, побуждать детей фантазировать и одновременно упражнять в выразительности жестов, мимики, движений, монологической, диалогической речи.
Знакомство со стихами, наблюдение за природными изменениями, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок может быть предварительной работой, способствующей развитию творческому рассказыванию.
Использование в образовательной деятельности перечисленных приемов работы с художественной литературой будет способствовать тому, что у большинства воспитанников произойдут позитивные изменения в их эмоционально - личностном развитии, снизится уровень тревоги, станет больше детей, способных к конструктивному общению, разовьется их индивидуальность и творческое мышление, повысится уверенность детей в себе, в своих силах.
Таким образом, можно сказать, что развитие эмоционального интеллекта посредством восприятия художественной литературы и творческого рассказывания перекликаются между собой и способствуют решению задач, представленных во ФГОС ДО, направленных на достижение целевых ориентиров.