Ирина Глущенко
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры и пособия из фетра как средство речевого развития в старшей группе с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и пособия из фетра обладают огромным потенциалом для речевого развития воспитанников. Благодаря своим сенсорным качествам они способны активизировать восприятие ребенка по таким направлениям, как: кинестетическое – различные тактильные ощущения от прикосновения с текстурой материала (шероховатость, жесткость, мягкость); визуальное – знакомство с цветом, с формой и размером; аудиальные – сопровождение игровых действий с фетровой игрушкой речью.
В процессе действий с играми и пособиями из фетра, которые включают замки, пуговицы, кнопки, кармашки с крупами, дети активно развивают тактильные ощущения, а также мелкую моторику, что благоприятно сказывается на развитии речи. Полученные в такой игре навыки они могут использовать на практике, например, при шнуровке обуви, застегивании замков на одежде и т. д.
Игры из фетра можно сделать своими руками либо купить. Из фетра можно создавать также развивающие пособия, различные планшеты или карточки.
Вариантов игр из фетра большое множество. Рассмотрим наиболее интересные с точки зрения речевого развития в старшей группе.
Ход мастер-класса (Выставка игр и пособий из фетра на видеоролике. В это время перевоплощаюсь в костюм Клоуна)
Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Иринка-Веселинка! Я рада представить вашему вниманию самую яркую, самую увлекательную и познавательно-игровую страну «Фетрию».
(Открываю столы с дидактическими играми и пособиями)
Изготовление игр и пособий из фетра – это мое новое увлечение, которое перерасло в хобби. Все представленые дидактические игры и пособия изготовлены мною. Постоянно дополняю и обновляю дидактический материал новыми интересными играми, так как фетровые фантазии – неисчерпаемы!
Работая на логопункте, я занимаюсь, в первую очередь, постановкой и автоматизацией нарушенных звуков. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР процесс автоматизации проходит очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Поскольку ведущим видом деятельности является игра, я стала использовать в занятиях как традиционные, так и нетрадиционные дидактические игры – это игры и пособия из фетра, сделанные своими руками. Замена однообразных упражнений и повторений различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.
Цель: создание условий для практического взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекции звукопроизношения.
Практическая часть
Родители встают в круг. Идут вокруг выставки с играми и пособиями. Каждому достается по одной игре.
- Мы по кругу идем и себе игру найдем. Подумаем и объясним, чего добиться ей хотим? (Обыгрывание каждой игры родителями).
- Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.
Игры и игровые пособия из фетра я использую на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по разным направлениям работы:
- развитие фонематических процессов: «Звуковые дорожки», «Мы рисуем звук», «Волшебники»;
- развитие фонетико-фонематической стороны речи: «Составь слово», «Пирамидка», «Разноцветные ладошки»;
- развитие лексико-грамматической стороны речи: «Вкусное варенье», «Умная Улитка», «Змейка Шуша»;
- развитие связной речи: «Времена года», «В гостях у сказки», «Что нам Осень принесла»;
- формирование слоговой структуры слова: «Самолет», «Умные баночки»;
- обучение элементам грамоты: «Веселый Чебурашка», «Облака», «Домики»;
- развитие мелкой моторики: «Пальчиковые дорожки», «Сплети узор», «Веселые шнурки», «Раз, два, три – место пуговке найди»;
- развитие психических функций: «Крестики-нолики», «Шашки», «Нейродорожки», «Эмоции».
Дидактические игры из фетра – эффективное средство автоматизации звуков. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей игры из фетра дали возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Все игры легко изменяются и с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы. Работа по автоматизации звуков с использованием игр и пособий из фетра при содействии родителей и воспитателей позволила ускорить процесс автоматизации звуков, вызвала немалый интерес к логопедическим занятиям, повысила уровень речевого развития старших дошкольников с ЗПР и позволила качественно подготовить их к школе.
Подведение итогов – создание коллажа «Коррекция речи дошкольников» (Клоун читает стихотворение, родители прикрепляют картинки на ковролиновое панно) Солнышко – это родитель! Он образец красивой речи. (прикрепляется Солнце) Освещая путь детишкам, лучики бегут навстречу. (прикрепляются дети) Облака для нас – общение. (прикрепляются 2 облака «вербальное» и «невербальное общение») В них свое хитросплетение. Это поза, жесты, взгляд, слова, мимика, контакт. (прикрепляются капельки с надписями) Солнце капелек коснулось. Что за чудо-красота! Засияла речь игриво, появилась радуга. (прикрепляется радуга) Семь компонентов нашей речи запомнить просто и легко. Лишь вспомни радугу на небе, и станет на душе светло. В ней правильность, логичность, точность, богатство красок, чистота, А выразительность какая! Ведь от нее поет душа! Сей стих приобретет известность. И в этом есть свой толк, уместность. (каждое выделенное слово как один из цветов радуги) Туча темная – ошибки и дефекты речи нашей. (прикрепляется темная туча) Будем исправлять все дружно, чтобы речь была красивой. (прикрепляется зонтик над детьми) Вот задача педагога, и для тебя, родитель, тоже! Чтоб гордились русской речью, ее величеством и силой – Фетр возьмем мы в руки дружно и поможем детям нашим! Пусть играют и смеются, развиваются играя! Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!