Ольга Дедяева
Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Воображение – это способность представлять отсутствующий или не существующий в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Такая психическая функция играет в жизнь детей огромную роль. Деятельность дошкольников и младших школьников во многом основана на воображении. Их игры – плод богатой фантазии. Именно в игровой ситуации воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах. Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Любое обучение связанно с умением что-то представлять, вообразить. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал им, при общем недостатке жизненного опыта, требуются аналоги, опоры, на помощь приходит воображение.
Публикация «Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Взрослым необходимо уделять достаточное внимание развитию воображения детей, создавать условия для активизации этой психической функции.
В основе любого процесса творчества всегда лежит некая неприспособленность людей к окружающему миру, из которой и возникают потребности, стремления, желания, направляющие воображения людей на поиск способов их удовлетворения. То есть каждая потребность, желание отдельно или же с несколькими другими может служить импульсов к творчеству [1].
Творческая деятельность ребенка находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Н. И. Непомнящая в результате исследований пришла к выводу, что в развитии игровой деятельности должен быть постепенный переход от коллективных форм к индивидуальным, а впоследствии постепенный переход от игровых к «серьёзным» формам деятельности, отношений и т. д. Данный переход лучше всего осуществлять через творчество. Развитие воображения должно происходить с помощью специальных упражнений и приемов: творческих видов труда, аутотренинга. Для этих целей в психологии разработан ряд методик: ТРИЗ [2], тест Роршаха [3], индивидуальные программы [4].
В результате исследования вербального и невербального воображения детей с нарушением интеллекта, сопоставления полученных данных с возрастной и интеллектуальной нормой (по стандартным показателям теста П. Торренса) и со шкалой развития вербального воображения выявлено значительное отставание в формировании этого важнейшего психического процесса у детей с нарушением интеллекта.
Особенности воображения младших школьников с нарушением интеллекта указывают на необходимость развития данного психического процесса в ходе целенаправленного обучения и воспитания. С этой целю было проведено экспериментальное обучение воспитанников с использованием комплекса развивающих заданий и упражнений, направленных на формирование воображения, его структурных компонентов.
В ходе исследования осуществлялся отбор игр и упражнений. Работа проводилась комплексно.
В результате обучения была отмечена динамика развития вербального воображения, речи детей, а также качественных характеристик невербального воображения, что ещё раз подтверждает данные исследованию том, что занятия, направленные на развитие воображения, способствуют совершенствованию взаимосвязанных с ним других познавательных процессов.
Изучив состояние проблемы диагностики и коррекции воображения детей с нарушением интеллекта в теории и на практике, можно сделать следующие выводы.
1. Данная проблема является экспериментально не изученной. Диагностика воображения не выносится на отдельное изучение при общем медико-педагогическом обследовании ребенка и не включена отдельным пунктом в характеристику познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, в отличие от таких психических процессов, как восприятие, память, речь, мышление.
2. Учебные программы специальных (коррекционных) школ VIII вида предусматривают максимальное развитие познавательных процессов и самой личности учащихся, наряду с сообщением им необходимых знаний. Однако недостаточно внимания уделяется такому важному психическому процессу, как воображение.
3. Воображение участвует во всех видах деятельности детей : игровой, трудовой, учебной. Оно обеспечивает адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, способствуя социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Также важно помнить о том, что воображение формируется на базе других познавательных процессов, а повышение уровня его развития, в сою очередь, обогащает и совершенствует восприятие, мышление, речь.
4. В психологии и педагогике большое количество материалов, раскрывающих различные аспекты воображения нормально развивающихся детей, в них даны конкретные рекомендации для развития воображения детей дошкольного и школьного возраста.
5. Исходя из положения Л. С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей, можно сделать вывод о том, что развитие всех познавательных процессов детей с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающихся, но с большим качественным своеобразием и нарушением.
6. Диагностика всех психических процессов детей с нарушением интеллекта, в том числе и воображения, проводится с использованием тех же методик, что и для детей с нормальным интеллектом. Для детей с нарушением интеллекта отбирают более легкие варианты методик, которые представляют в игровой форме.
7. Данные исследования уровня развития воображения младших школьников с нарушением интеллекта показали не только значительное отставание в развитие данного психического процесса, но и его качественное своеобразие.
8. В соответствии с результатами диагностики воображения детей с нарушением интеллекта, были разработаны следующие направления коррекционной работ:
1) совершенствование и формирование предпосылок для развития воображения;
2) направленное развитие воображения :
развитие интереса, мотивации к творческой деятельности;
развитие произвольности воображения;
формирование знаково-символической функции сознания;
формирование обобщающей функции слова;
формирование функции планирования предстоящей деятельности;
развитие вербального и невербального воображения.
9. Специально организованная коррекционно-развивающая работа оказалась эффективной. Данные повторного исследования (после экспериментального обследования) уровня развития воображения школьников с нарушением интеллекта показали определенную динамику в развитии данного психического процесса. Направленная работа значительно улучшает уровень сформированности воображения и других познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью, что необходимо им для овладения учебными знаниями, умениями и навыками.
Библиография
1. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии на основе метода Роршаха. - Киев, 1979
2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Полное соч. В 6 т. – Т. 2. – М., 1982. – С 436-454.
3. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. – М. : В. Секачёв, 2001.- 80 с.
4. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник : новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995.- № 9. – с. 52