Папки-передвижки

Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Ольга Дедяева
Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Воображение – это способность представлять отсутствующий или не существующий в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Такая психическая функция играет в жизнь детей огромную роль. Деятельность дошкольников и младших школьников во многом основана на воображении. Их игры – плод богатой фантазии. Именно в игровой ситуации воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах. Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Любое обучение связанно с умением что-то представлять, вообразить. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал им, при общем недостатке жизненного опыта, требуются аналоги, опоры, на помощь приходит воображение.

Публикация «Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Взрослым необходимо уделять достаточное внимание развитию воображения детей, создавать условия для активизации этой психической функции.

В основе любого процесса творчества всегда лежит некая неприспособленность людей к окружающему миру, из которой и возникают потребности, стремления, желания, направляющие воображения людей на поиск способов их удовлетворения. То есть каждая потребность, желание отдельно или же с несколькими другими может служить импульсов к творчеству [1].

Творческая деятельность ребенка находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Н. И. Непомнящая в результате исследований пришла к выводу, что в развитии игровой деятельности должен быть постепенный переход от коллективных форм к индивидуальным, а впоследствии постепенный переход от игровых к «серьёзным» формам деятельности, отношений и т. д. Данный переход лучше всего осуществлять через творчество. Развитие воображения должно происходить с помощью специальных упражнений и приемов: творческих видов труда, аутотренинга. Для этих целей в психологии разработан ряд методик: ТРИЗ [2], тест Роршаха [3], индивидуальные программы [4].

В результате исследования вербального и невербального воображения детей с нарушением интеллекта, сопоставления полученных данных с возрастной и интеллектуальной нормой (по стандартным показателям теста П. Торренса) и со шкалой развития вербального воображения выявлено значительное отставание в формировании этого важнейшего психического процесса у детей с нарушением интеллекта.

Особенности воображения младших школьников с нарушением интеллекта указывают на необходимость развития данного психического процесса в ходе целенаправленного обучения и воспитания. С этой целю было проведено экспериментальное обучение воспитанников с использованием комплекса развивающих заданий и упражнений, направленных на формирование воображения, его структурных компонентов.

В ходе исследования осуществлялся отбор игр и упражнений. Работа проводилась комплексно.

В результате обучения была отмечена динамика развития вербального воображения, речи детей, а также качественных характеристик невербального воображения, что ещё раз подтверждает данные исследованию том, что занятия, направленные на развитие воображения, способствуют совершенствованию взаимосвязанных с ним других познавательных процессов.

Изучив состояние проблемы диагностики и коррекции воображения детей с нарушением интеллекта в теории и на практике, можно сделать следующие выводы.

1. Данная проблема является экспериментально не изученной. Диагностика воображения не выносится на отдельное изучение при общем медико-педагогическом обследовании ребенка и не включена отдельным пунктом в характеристику познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, в отличие от таких психических процессов, как восприятие, память, речь, мышление.

2. Учебные программы специальных (коррекционных) школ VIII вида предусматривают максимальное развитие познавательных процессов и самой личности учащихся, наряду с сообщением им необходимых знаний. Однако недостаточно внимания уделяется такому важному психическому процессу, как воображение.

3. Воображение участвует во всех видах деятельности детей : игровой, трудовой, учебной. Оно обеспечивает адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, способствуя социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Также важно помнить о том, что воображение формируется на базе других познавательных процессов, а повышение уровня его развития, в сою очередь, обогащает и совершенствует восприятие, мышление, речь.

4. В психологии и педагогике большое количество материалов, раскрывающих различные аспекты воображения нормально развивающихся детей, в них даны конкретные рекомендации для развития воображения детей дошкольного и школьного возраста.

5. Исходя из положения Л. С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей, можно сделать вывод о том, что развитие всех познавательных процессов детей с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающихся, но с большим качественным своеобразием и нарушением.

6. Диагностика всех психических процессов детей с нарушением интеллекта, в том числе и воображения, проводится с использованием тех же методик, что и для детей с нормальным интеллектом. Для детей с нарушением интеллекта отбирают более легкие варианты методик, которые представляют в игровой форме.

7. Данные исследования уровня развития воображения младших школьников с нарушением интеллекта показали не только значительное отставание в развитие данного психического процесса, но и его качественное своеобразие.

8. В соответствии с результатами диагностики воображения детей с нарушением интеллекта, были разработаны следующие направления коррекционной работ:

1) совершенствование и формирование предпосылок для развития воображения;

2) направленное развитие воображения :

развитие интереса, мотивации к творческой деятельности;

развитие произвольности воображения;

формирование знаково-символической функции сознания;

формирование обобщающей функции слова;

формирование функции планирования предстоящей деятельности;

развитие вербального и невербального воображения.

9. Специально организованная коррекционно-развивающая работа оказалась эффективной. Данные повторного исследования (после экспериментального обследования) уровня развития воображения школьников с нарушением интеллекта показали определенную динамику в развитии данного психического процесса. Направленная работа значительно улучшает уровень сформированности воображения и других познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью, что необходимо им для овладения учебными знаниями, умениями и навыками.

Библиография

1. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии на основе метода Роршаха. - Киев, 1979

2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Полное соч. В 6 т. – Т. 2. – М., 1982. – С 436-454.

3. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. – М. : В. Секачёв, 2001.- 80 с.

4. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник : новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995.- № 9. – с. 52

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 21 сентября 2021 в 10:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие воображения и восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дедяева (УИ 340466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД