Яна Григорьева
Развитие визуальной креативности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие визуальной креативности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности».
Аннотация- В современном мире возрастает значение зрительных образов, так как визуальная информация усваивается полнее и легче, чем другие формы передачи информации. В данной статье предпринята попытка раскрыть роль визуальной креативности в современном мире и её развитие через изобразительную деятельность в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Развитие визуальной креативности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: Визуальная креативность, творческое воображение, образное мышление,, психология, психологические процессы, творчество, креативность, творческий потенциал, психология креативности, дивергентное мышление, визуальное мышление, образ, визуализация, зрение, бессознательное, перекодировка, чувственный опыт, восприятие, творческие способности, визуальный образ, зрительные образы, зрительное восприятие, зрительный анализатор, сенсорная информация, старший дошкольник, сенсорная организация, визуал, аудиал, кинестетик, когнитивные модальности, обучение, воспитание, дифференциация обучения, каналы восприятия, анализаторы, сенсорные каналы, изобразительное творчество, изобразительная деятельность, художественное образование
УДК 159.937
УДК 159.923
УДК 159.922.75
УДК 159.922.74
УДК 37.04-053
Сегодня, в ХХI веке, с космической скоростью увеличивается поток визуальной информации, охватывающий все сферы человеческой деятельности.
Окружающий мир в сознании человека представляется как совокупность визуальных образов, транслируемых через средства визуальной информации, таких как, Интернет и телевидение. Умение и способность людей к переработке информации, представленной в различных знаковых системах, переводу ее из одной знаковой системы в другую гарантирует адаптацию к современной жизни. Б. Г. Ананьев в психическом развитии человека выделяет два направления: визуализации чувственного опыта и развитие обозначающей функции речи. Преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью быстро и грамотно воспринимать, перерабатывать, использовать и передавать информацию строя визуальные стратегии. Сущность визуализации состоит в переходе от вербального способа передачи информации к визуальным образам. Как известно образ, отражает в виде картины, какую- либо часть окружающей реальности.
В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого визуального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Основной составляющей «визуальная креативности» является креативность, под ней понимают -характеристику личности, свидетельствующую о способности к творчеству. Креативность понимается, как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Термин «креативность» охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. У Дж. Рензулле креативность также понимается как особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы, новых подходах к проблеме с разных точек зрения.
Вопросом креативности занимались многие исследователи, например Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Е. Е. Туник, Т. А. Барышева, К. Тейлор, О. М. Дьяченко. Е. М. Торшилова И. Г. В целом все подходы к разработке критериев оценки креативности разделяют на две группы (по Ю. Дери, И. М. Розет) :
1) креативность рассматривается как творческий продукт, качество которого впоследствии и подвергаются оценке (Е. П. Торренс, С. В. Тейлор и др.);
2) креативность выступает как процесс, черты которого становятся объектом оценки (Р. Арнхейм, Страунинг А. М.).
Феномен визуальной креативности был представлен впервые в работах Барышевой Т. А., но на данном этапе не имеет под собой достаточно разработанную базу.
Барышева Т. А. рассматривает визуальную (образную) креативность, как творческую деятельность человека, продуктом которой является преобразование и создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих значения видимыми.
Чаще встречается близкий по значению термин «визуальное мышление». Проблемой его изучения занимались многие отечественные и зарубежные учёные, Р. Арнейхм, В. П. Зинченко, Д. В. Пивоваров, Н. Петрова, Б. И. Беспалов, Дж. Гибсон и мн. др.
Развитие визуальной креативности более эффективно в старшем дошкольном возрасте, так как этот период психически более пластичен и сензитивен для развития чувственной сферы человека, накопления опыта, оперирования зрительными образами и понятийными способами познания мира. Ведь старшему дошкольнику, как субъекту, активно осваивающему окружающий мир, необходимо создать условия, в которых он будет в полной мере использоваться свой познавательный потенциал для адаптации и обработки визуальных потоков и одно из наиболее эффективных средств является изобразительная деятельность.
В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития детей в разных видах продуктивной деятельности (Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др.). Отмечалось, что художественная деятельность, в силу своей эмоциональности, образной насыщенности, воздействует особенно эффективно на развитие личности. Изобразительная деятельность включает рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование; суть данной деятельности заключается в отражение впечатлений, опыта, переживаний разными способами. Создавая что-то новое, необычное, в процессе изобразительной деятельности, ребенок преобразует свой чувственный опыт в художественные образы, понимая которые осуществляет такие знаковые системы как: речь и зрительную модальность.
В связи с этим, в свете современных требований к дошкольному образованию особое значение приобретает проблема совершенствования содержания, форм, методов развивающего обучения детей. На данный момент происходит переосмысление соотношения видов изобразительной деятельности детей (их интеграции и взаимообогащения, обновляются задачи развития детей (акцент делается преимущественно на развитие креативности, воображения, фантазии, эмоционально-эстетического отклика, творческой активности, желания творить и т. п., осуществляется поиск интересной тематики для современных дошкольников и эффективных методов и приемов организации данной деятельности (А. М Старунинг, И. А. Лыкова, А. Г. Гогоберидзе, А. Г. Рындина, С. А Фатеева, Н. В. Дубровская). К сожалению, сейчас нет обобщенной, ориентированной на опыт современных дошкольников, методической системы активизации визуальной креативности детей в процессе изобразительной деятельности.
Поскольку в настоящее время в отечественных источниках отсутствуют целенаправленные исследования визуальной креативности в старшем дошкольном возрасте с учётом сенсорной организацией детей, то становится актуальным исследовать характеристики этого феномена именно в данном возрастном периоде.
Несмотря на определенный круг исследований по проблеме визуальной креативности, основной ряд ее аспектов остается неизученным. Так, на современном этапе: отсутствует единая трактовка понятия; не установлены параметры, уровни и стадии (этапы) развития ВК; отсутствует технология проведения диагностики ВК на материале изобразительной деятельности; не изучены возрастные возможности детей в плане развития ВК не выявлены условия, способствующие развитию ВК.
Значительная практическая ценность этой проблемы и дефицит научных исследований по ней позволяют определить выбранную тему как остроактуальную.
Анализируя научную литературу, мы установили, что для успешной реализации развивающей программы, необходимо учитывать особенности восприятия информации детей. Известно, что у каждого человека есть предпочитаемая, система восприятия окружающей действительности (модальность или ведущий канал восприятия). В связи с этим всех людей можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Аудиалы воспринимают лучше мир с помощью слуха, визуалы - с помощью зрения, кинестетики - в ощущениях (движениях). Естественно, мы получаем информацию через разные каналы восприятия, но чаще перерабатываем её через ведущую модальность.
Учитывая особенности старших дошкольников с разной сенсорной организацией, мы предполагаем, что испытуемые лучше усвоят предлагаемый материал, быстрее будут ориентироваться в нём. Также это позволит нам выявить характерные особенности развития визуальной креативности у старших дошкольников с разной сенсорной организацией, это является неоспоримой научной новизной исследования.
Мы предполагаем, что теоретическое и экспериментальное обоснование феномена визуальной креативности возможностей и особенностей её развития у старших дошкольников следует изучать именно в процессе изобразительной деятельности. Также что, визуальная креативность - сложный феномен, включающий в себя разные параметры и её развитие может быть эффективным при использовании экспериментальной развивающей программы, которая реализуется в процессе изобразительной деятельности. Развивающая программа может быть построена на основе: опыте восприятия визуальных – художественных образов; экспериментировании с нетрадиционными материалами и техниками; использовании различных визуальных стратегий в процессе изобразительной деятельности; творческом опыте ребенка при создании визуальных образов в процессе изобразительной деятельности.