Татьяна Кожухова
«Развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности, используя естественнонаучные представления»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. дети задают много вопросов, новая информация им крайне необходима. именно в этом возрасте развиваются познавательные особенности у ребенка, такие как восприятие, память, любознательность, стремление к преобразованию.
Дети активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше, им важно услышать ответ на свой вопрос, необходимо уважение взрослого к их потребности в знаниях.
Публикация «„Развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности, используя естественнонаучные представления“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Объясняя физику природных процессов, воспитатель развивает умственные способности ребенка, его интерес к окружающему миру наблюдательность. К. Д. Ушинский рассматривал ознакомление детей с неживой природой как средство сенсорного воспитания. чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира служит основой, на которой строится психическое развитие ребенка.
Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются у ребенка постепенно. Результативность этого процесса определяется двумя условиями :
1. Организация содержательной, интересной для детей деятельности, в ходе которой раскрываются различные признаки предметов и явлений;
2. Последовательное обучение детей, направленное на развитие у них анализирующего восприятия предметов, формирование действий на их обследование, усвоение правильных словесных обозначений.
На первом этапе знакомим детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, солнце (тепло и свет, почва, которые тесно связаны друг с другом и человеком. на этом этапе преобладает игра, которая позволяет ускорить и облегчить усвоение материала:
- игры с песком (строительство крепостей, перевозка песка в машинах к месту стройки, лепка "кулинарных изделий");
-игры с водой (запуск корабликов, строительство запруд);
- игры с воздухом (пускание мыльных пузырей, запуск воздушного змея и пр.)
На следующем этапе вводятся самые простые опыты с предметами неживой природы. К старшей группе у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязях. Это позволяет в дальнейшем знакомить детей с проблемами экологии, с правилами экологической безопасности, экологически грамотным поведением в природе. Все это способствует интеллектуальному развитию детей : эксперименты с возрастом усложняются, что подтверждает актуальность и перспективу развития естественнонаучных знаний и умений у дошкольников.
Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: ". видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанием - путем осязаний. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу, схватываются несколькими чувствами". (Я. А. Коменский)
Вода. песок и глина обычные природные материалы, но в жизни человека их роль неоднозначна. Вода подобно солнцу и воздуху, абсолютно необходима всему живому. Взгляните на глобус: три четверти поверхности окрашено в голубой цвет - это океаны, моря, озера, реки. Основная масса солнечного тепла улавливается океанами и морями. Образно их называют " печкой планеты". и вот почему. В теплое время года океаны и моря нагреваются медленнее, чем суша, и поэтому охлаждают воздух, а зимой, наоборот, теплая вода согревает холодный воздух. В этом явлении сказывается одно из характерных свойств воды: ее большая теплоемкость. С поверхности океанов и морей. как и с поверхности суши, испаряется большое количество воды. Она содержится в виде пара. облаков. туч. Значительная часть этой воды снова выпадает осадками, уходит под землю, консервируется в ледниках. Таким образом, вода находится в природе в трех состояниях:в жидком. в твердом и в газообразном. без воды не может быть жизни. Вода - органическая часть тканей живых существ. Для некоторых растений и животных вода - среда обитания. Вода используется в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни человека.
Песок и глина самые распространенные полезные ископаемые. Образуются они при разрушении горных пород. Песок и глина отличаются по своим свойствам и качествам. Например, глина разнообразна по цвету: она бывает белой, желтой, красной. коричневой и даже черной. Песок чаще всего желтого цвета, но встречается белый и серый.
Еще в глубокой древности люди начали использовать глину и песок для своих нужд, прежде всего в строительстве, производстве кирпичей, стекла. Глина известна как материал для изготовления посуды. игрушек. сувениров. Таковы в общих чертах свойства воды, песка и глины. С какими из них можно знакомить детей в детском саду? Дети старшего возраста обладают богатым и развитым воображением, они активно играют. сочиняют. выдумывают. фантазируют, действия их обретают целеустремленность. Они уже освоили довольно многочисленные действия с предметами, владеют разными видами деятельности. Приступая к знакомству детей с явлениями неживой природы я определила принципы своей работы:
1. развивающего обучения как непрерывного и продолжительного процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований в развитии;
2. исследовательского познания, которое помогает детям обогащать свой опыт, приобретать познания в различных областях (физика, астрономия, география);
3. наглядность и символичность, т. е. перехода от наглядных средств обучения через замещение, схематизацию к овладению символикой.
Еще в младшей группе я заметила, что детям нравится играть с песком, в играх они узнавали, что из влажного песка лепить легче, а сухой рассыпается; зимой дети лепят крепости, снежные фигуры, играют в снежки. Они замечают, что из влажного снега можно лепить, а из сухого нельзя. Я решила продолжить знакомство со свойствами песка, воды и снега в непосредственно-образовательной деятельности.
Первое представление о воде складывается в младшем возрасте: вода течет, течет из крана, течет в весеннем ручейке. Затем оно расширяется: вода растекается, воду можно разлить. Для уточнения представления о текучести воды мы с детьми провели опыт:
Взяли воду в стакане, а так же 2-3 предмета из твердого материала. и сравнили: вода льется, а твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Для этого дети переливали воду из одних предметов в другие (из стакана в чашку, из чашки в пузырек и т. д.) В результате опыта сделали следующий вывод: вода меняет форму, принимая форму того предмета в который ее наливают.
Вода не имеет запаха, вкуса, цвета. Эти свойства дети также узнали из опытов. Чистая вода не пахнет, но если добавить в воду кофе, заварку, настойку валерианы, то появится запах. Труднее было доказать, что вода не имеет вкуса, ведь утолив жажду, дети часто говорят про воду: "Ух, вкусная!" Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами "сладкий, соленый, кислый, горький" А можно ли сказать так про воду? Так мы выяснили, что чистая вода не имеет вкуса. А что надо сделать, чтобы у воды появился вкус? Дети растворяли в воде сахар, соль, лимонный сок и соответственно получалась сладкая, соленая и кислая вода. С помощью наглядности (стакан с чистой водой и стакан с молоком) дети убедились, что вода не имеет цвета. Я предложила сделать воду цветной. дети проделали опыт с красками - получилась цветная вода. У воды есть еще один признак - прозрачность. Сначала я предложила детям найти прозрачные предметы в групповой комнате. Дети назвали стекла в окнах, аквариум, вазу. Потом мы взяли банку с водой и мелкие тонущие предметы (камешки, пуговицы). Эти предметы мы опускали в банку с водой и их было видно. Этим мы доказали, что чистая вода прозрачная. Дети отвечали на такие вопросы, как:
-всегда ли вода в аквариуме прозрачная?
-почему она становится мутной?
-прозрачна ли вода в реке, море, луже?
В заключении дети сделали вывод:чистая вода прозрачная, мутная и грязная не прозрачная.
У воды есть еще один признак, с которым дети познакомились а прогулке, после дождя. Мы подошли к луже и увидели свое отражение, рассматривали, что еще отражается в луже. Так дети узнали, что поверхность воды способна отражать предметы. Дети вспомнили, где еще можно увидеть свое отражение (зеркало, окно). Дети узнали интересные факты: в старину, когда не было зеркал, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, над бочкой с водой.
Представление о превращении воды в твердое и газообразное состояние формируется у детей в процессе наблюдений за выпадением различных осадков, таянием снега, замерзанием луж и т. п. В средней группе мы проводили несложные опыты, наблюдая за таянием снега и замерзание воды. Перед опытом я спросила:"Что станет с водой, если ее вынести на мороз, что будет со льдом, если его внести в помещение?" Такое предвосхищение результатов опыта потребовало от детей умение анализировать и обобщать свои впечатления. В будущем опыты усложняются (сравнение времени замерзания в большой и маленькой формочке, воды чистой и подкрашенной, сравнение скорости таяния снега и льда, кусочков льда, опущенных в холодную и горячую воду). Такие опыты хорошо сочетать с длительными, сравнительными наблюдениями на прогулке.
Не все дети знают такие признаки льда, как блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Поэтому для обнаружения этих признаков лед нужно обследовать: дать детям погладить поверхность льда, притронуться - для выяснения температуры, ударить - для обнаружения прочности ил хрупкости.
Наблюдение за снежинками - увлекательное и полезное занятие. Дети наблюдали и сравнивали, находили различия, а затем зарисовывали снежинки.
Но самое удивительное создание природы, которое помогает одновременно наблюдать и таяние снега, и превращение воды в лед - это сосульки. Детям нравится их необычная форма, напоминающая морковку, и то, что они блестят, переливаясь на солнце; растут на глазах и с шумом падают вниз.
- почему сосульки образуются в начале весны?
-почему сосульки обрываются и падают?
-почему они получили такое название?
-значит ли это, что их можно есть?
На эти и другие вопросы дети ответят при наблюдении за сосульками.
Сложнее всего дать детям представление о газообразном состоянии воды, поскольку детей надо познакомить с таким физическим явлением, как испарение. Проведем опыт по превращению воды в пар, пара в воду. мы взяли стакан с горячей водой, накрыли холодным стеклом и увидели. что стекло запотело (образование пара на стекле, а потом превращение пара в капельки воды. Затем подержали стекло над бумагой: капельки капали на бумагу, оставляя заметный след.
К старшей группе дети усвоили такие свойства песка. как: Цвет, липкость влажного, сыпучесть сухого песка. Я познакомила детей с еще одним свойством песка: влажный песок тяжелее сухого. Для этого на прогулке мы насыпали в ведра сухой и влажный песок и сравнивали, какое ведро тяжелее. Почему песок пропускает воду? быстро сохнет?
Чтобы узнать это, мы познакомились с составом песка. Я поставила перед детьми задачу:"Внимательно рассмотрите песок и найдите как можно больше особенностей песка".
Дети обнаружили много интересного: песчинки неодинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска. И пришли к выводу, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги, а высыхает он быстро, потому что между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.
С глиной чаще всего дети знакомятся во время лепки. С младшей группы дети знают, что глина мягкая, легко поддается воздействию: дети мнут ее в руках, раскатывают в шарик, колбаску, делают угощение для кукол.
В старшем возрасте мы называем это свойство пластичностью. Еще я познакомила детей со свойствами сухой глины. На мой вопрос, почему надо быть осторожным, когда берешь в руки глиняную фигурку, дети ответили:"Она может сломаться". Так дети узнали, что сухая глина - хрупкая. Хрупкая, т. е. такая, которая ломается, рушится от удара, падения.
Мы с детьми сравнивали песок и глину. Чем отличаются чешуйки глины и песка, в чем их сходство. Дети узнали, что чешуйки глины связаны, скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать.
Из глины дети лепят булочки, баранки, посуду для игр. Такие игры развивают творчество, помогают организовать в интересной для детей форме процесс познания свойств и качеств распространенных природных материалов. Так неживая природа становится ближе, интересней и понятней.
В процессе наблюдений, опытов и экспериментов мне удалось пополнить и углубить знания детей, дать новые знания об окружающем мире, неживой природе и как следствие - формирование положительного отношения к миру, природе.