Мария Ишнязова
Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: определить пути совершенствования в организации экспериментальной деятельности с дошкольниками; выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.
2. Проанализировать уровень организации работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.
3. Продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства.
Публикация «Педагогический совет „Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
4. Активизировать деятельность педагогов в организации условий для детского экспериментирования.
Теоретическая часть.
1. Выступление заведующего ДОУ
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Имеет смысл культивировать в детском саду исследовательскую деятельность, имеющую основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка. Конечно, ребенок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
2. Сообщение воспитателя младшей группы на тему: «Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте».
3. Сообщение воспитателя средней группы на тему: «Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте».
4. Отчет старшего воспитателя по итогам тематической проверки: «Состояние воспитательно-образовательной работы по созданию условий для экспериментирования детей дошкольного возраста».
Справка по результатам тематического контроля
Цель: Выяснить состояние работы с детьми по организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.
1. Оценка развития детей.
Анализ диагностических карт развития интегративных качеств: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, показал:
1младшая 2 младшая
Смешарики 2 младшая
Почемучки Средняя Старшая Подготовит.
Высокий уровень 3 29 39 26 67 82
Средний уровень 54 53 57 56 33 18
Низкий уровень 43 18 4 18 0 0
По итогам диагностического обследования было выявлено:
высокий уровень - 41%; средний – 45%; низкий – 14%.
Исследовательски-активным считается такой ребёнок, который проявляет целеустремлённость в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы.
Беседы с детьми показали, что им нравится работа в центрах экспериментирования, некоторые в домашних условиях занимаются опытной деятельностью. Однако у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов, только память о том, что делали с воспитателем. Некоторые дети деятельность экспериментирования путают с игрой.
В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью было отмечено, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. Дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес у детей выражен недостаточно.
2. Оценка профессионального мастерства воспитателя
Оценка профессионального мастерства педагогов проводилась через наблюдения и посещения образовательной деятельности. В ходе наблюдений было установлено, что ООД во всех возрастных группах проводится в соответствии с расписанием НОД. Воспитатели ДОУ в своей работе чаще всего используют готовые конспекты занятий из методического пособия «Комплексные занятия в ДОУ» под редакцией Н. Е. Вераксы. В ходе проверки была посещена НОД у воспитателей: Савенко В. Н., Тимакова Л. В., Береговенко О. С., Тагирова Р. Р., Грунина И. А., Твердохлебова О. А. Все педагоги к проведению НОД были готовы, занятия соответствовали возрасту детей и календарному планированию, формы проведения НОД были разнообразными: игры-путешествия, викторины. Хочется отметить воспитателя старшей группы Савенко В. Н., которая творчески подошла к написанию конспекта НОД и применяла ИКТ. В ходе наблюдений за действиями воспитателей в процессе ООД было отмечено следующее: все педагоги владеют достаточным теоретическим багажом знаний о формировании элементарной поисково-исследовательской компетентности у дошкольников, кроме воспитателя, который не смог продемонстрировать свои знания и умения на практике: Грунина И. А. (тема НОД не соответствовала теме проверки).
3. Оценка создания условий в группах
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. В ходе проверки создания условий для познавательно-исследовательской деятельности было выявлено, во всех группах созданы центры экспериментирования. В ходе беседы с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования. Во всех группах на основе анализа реализуемой комплексной программы «От рождения до школы» разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование, однако не во всех указана форма фиксация результата эксперимента. Следовательно, в этой части картотеки нуждаются в доработке. Интерес представляют картотеки в группах «Смешарики» ( воспитатели: Твердохлебова О. А., Грунина И. А, «Звездочки» ( воспитатели: Тимакова Л. В., Малова И. Л).
Однако выявлено, что содержание уголков экспериментирования не в полной мере соответствует возрастным требованиям дошкольников. Оборудование во 2 младших группах «Смешарики» и «Почемучки» расположено хаотично и бессистемно. В средней и подготовительной группах разделение оборудования частичное. Во всех группах отсутствуют приборы для измерения массы и времени, лупы. В младших, средней, подготовительной группах не предусмотрено использование детьми спецодежды для проведения экспериментов и опытов. Недостаточно внимания уделяется применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности. Не в полной мере педагоги занимаются ведением соответствующей документации: карточки-схемы проведения экспериментов и опытов имелись только в старшей группе. Во всех группах, кроме старшей и подготовительной отсутствует фиксация результатов.
С целью определения популярности и степени использования детьми оборудования мини-лабораторий, использовали метод наблюдения за самостоятельной деятельностью дошкольников. В процессе наблюдения выявлено, что часть детей не проявляют интерес к содержимому лаборатории в самостоятельной деятельности, часть детей использует оборудование не по назначению. Таким образом, в самостоятельной деятельности дошкольников экспериментирование не находит отражение.
4. Оценка планирования работы.
Анализ планирования работы по элементарному экспериментированию свидетельствует о недостаточном планировании работы в течение дня в данном направлении. Планируется работа по наблюдению веточек деревьев и кустарников, зарисовки наблюдений за ростом лука в разных условиях, наблюдения за свойствами снега, льда, воды и так далее. Данная работа в основном планируется на прогулке и на ООД. Следует отметить регулярное планирование по экспериментальной деятельности в старшей группе «Непоседы», во 2 младшей группе «Почемучки». В остальных группах работа в данном направлении проводится в не полном объеме.
5. Работа с родителями по данной проблеме.
Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников проводится в основном через консультации.
В ходе проверки в группах ДОУ был проведен смотр-конкурс стенда для родителей «Все интересно, что неизвестно». Было установлено, что во всех группах имеются, 1 младшей группы, в приемных была представлена наглядная информация. В подготовительной и во 2 младшей группе «Смешарики» информация для родителей интересно и красочно оформлена, доступна для просмотра и чтения, практического использования. Во всех группах оформлена фотовыставка для родителей. В группах ДОУ прошли родительские собрания по данной теме, во 2 младшей «Смешарики» с показом ООД. Протоколы родительских собраний оформлены правильно, грамотно.
В ДОУ проведено анкетирование родителей по теме: «Детское экспериментирование в семье», было опрошено 38 родителей, которым были предложены вопросы и получены следующие ответы:
1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
- 23 родителя (60,%) ответили, что любит узнавать новое из разных источников;
- 15 родителей (39,5%) ответили, что пробует создавать новое из обычных предметов, веществ.
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
- с водой – ответили 24 родителя (35,3%);
- моющими средствами – ответили 6 родителей (8,8%);
- стеклами – ответили 6 родителей (8,8%);
- бумагой – 23 родителя (33,8%);
- тканью – 9 родителей (13,3%).
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?
- Часто – 12 родителей (32%);
- Редко – 9 родителей (24%);
- Всегда – 7 родителей (18%);
- Никогда – 3 родителя (8%);
- Ничего не ответили – 7 родителей (18%).
4. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию :
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю – 15 родителей (30%);
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю – 13 род. (26%);
- сотрудничаю – 22 родителя (44%);
- другие методы – (0%).
5. Какое из наиболее ярких открытий для самого себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?
Ответы родителей были разнообразными: превращение снега в воду, где находиться воздух, свойства воды, ветки березы в воде, эксперимент с железной рудой, закипание воды без огня, исчезновение звезд при свете дня, движение облаков по небу.
6. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок?
- любознательностью – 19 родителей (46,3%);
- познавательной активностью – 22 родителя (53,7%);
- чем-то другим – 0%.
7. Что вам больше по душе:
- когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир – 9 родителей (25,7%);
- при тесном взаимодействии с родителями – 26 родителей (74,3%).
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
- работа педагогического коллектива детского сада по развитию познавательно-исследовательской деятельности ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты.
Практическая часть.
1. Тест «Что я знаю о познавательно-исследовательской деятельности детей.
№ Вопрос Варианты ответов
1. Выберите из предложенных видов - эксперименты для детей 2-3 лет. Игры с водой (Тонет - не тонет)
Эксперименты с магнитом
Эксперименты с почвой
Извлечение звуков
Исследование поверхности предметов
2. Какие интегративные качества формируются у ребенка в процессе экспериментирования? Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками.
Любознательный, активный.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
3. Отличительная особенность в познании детей 2-4 лет? Вижу - действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями.
Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания
4. Выберите из предложенных - формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет?
Наблюдение
Экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Отгадывание загадок
Беседа
Создание коллекций, музеев
Проектная деятельность,
Проблемные ситуации
Подвижные игры
Дежурство
5. Назовите объекты познания для детей 3-4 лет. Рукотворный мир
Мир неживой природы
Мир живой природы
Предметы своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание
6. Выстроите последовательность детского экспериментирования : выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
1. Проблемная ситуация.
2. Целеполагание.
3. Выдвижение гипотез.
4. Проверка предположения.
5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
5. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
2. Обмен опытом: презентация опытно-экспериментальной деятельности всех возрастных групп.
3. Подведение итогов конкурса «Все интересно, что неизвестно».
Решение:
1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, самостоятельной деятельности.
3. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ, книгами познавательного характера, атласами, обеспечить свободный доступ детей к материалам.
4. Администрации ДОУ приобрести недостающее оборудование для организации познавательно-экспериментальной деятельности воспитанников.