Ирина Турова
Развитие личности ребёнка посредством приобщения к православной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Детство время развития всех сил, как душевных, так и телесных, время приобретение знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков. В дошкольном периоде идёт активное накопление опыта и обращение к духовной жизни. Значимым средством духовно-нравственного развития личности ребёнка является освоение им православных ценностей. В детском саду воспитание духовной личности осуществляется на основе православных традиций донских казаков и программы «Гуси лебеди», ведь казак был православным и глубоко верующим человеком.
Публикация «Развитие личности ребёнка посредством приобщения к православной культуре» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель программы по духовно-нравственному воспитанию:
Целостное духовно-нравственное развитие личности ребёнка –дошкольника посредством его приобщения к православной культуре и освоения традиций донских казаков.
В данной программе несколько направлений :
Образовательное (музыкальные занятия, беседы, устные поучения)
Воспитательно-оздоровительное (развлечения, досуги, игры, прогулки, походы)
Нравственно-трудовое (изготовление подарков, открыток к православным праздникам)
Духовно-познавательное (встречи с воспитанниками воскресной школы посёлка Майский, целевые прогулки, экскурсии в храм)
Основы православной культуры для детей 5-6 летнего возраста это живое содержание, связанное с церковным календарём и его православными праздниками : «Покрова Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Святки», «Благовещение», «Пасха», «Вербное воскресение», «Троица». Подготавливаясь к православным праздникам, дети учат стихи и песни, разучивают танцевальные движения и хореографические композиции, организуют сценки, играют в игры, рисуют рисунки, делают поделки к тому или иному православному празднику, а так же просматривают видеозаписи и презентации традиций православных праздников. Ни один из православных праздников не обходится без посещения православно церковной службы в храме.
Богослужебный культ - это целый комплекс храмового искусства:
Архитектура
Живопись
Литература
Театральное действие
Музыка
В храме звучит духовная музыка, предназначенная для церковного богослужения. Она призвана эмоционально выражать смысл и содержание проводимой службы, обогащать, углублять и усиливать чувства и переживания верующих.
Духовная музыка, вызывает в человеке благодатные чувства и воспитывает качества:
Любовь к окружающему миру
Любовь к Отечеству
Благочестие
Терпимость
Доброту
Милосердие
Русская духовная музыка способна обобщё нно выразить и передать:
мировоззрение
мировосприятие
мироосвоение
мироощущение
Функционально-качественное своеобразие русской духовной музыки
выполняет идейно-воспитательную и назидательную функцию
главное качество духовной музыки — спасительность, душеполезность, успокоение.
Всё это подчинено основополагающего намерения целостно - духовно- нравственному развитию личности ребёнка дошкольного возраста.
Доброй традицией с 2005 года в нашем детском саду стали встречи воспитанников воскресной школы Свято Пантелеимоновского прихода посёлка Майский и школы исскуств казачьей культуры под руководством Журавлёвой Л. Н. на «Рождество Христово», «Пасха Красная», «Покрова Пресвятой Богородицы», а в 2014 году с большим воодушевлением стали ставить совместные сказки, в которых прослеживаются традиции православных праздников в доступной для детей формой. В них принимают участие не только ребята детского сада, воспитанники воскресной школы, но и служители церкви и верующие родители. По настоянию и разрешению некоторых родителей дети посетили храм посёлка Майский. Православный храм это особенное присутствие бога на земле. Дети понимают и чувствуют что вести себя в храме надо так, чтобы не оскорбить его величия. Очень важно ввести ребёнка в мир духовных ценностей, заложить основу нравственного поведения. Для чего незаменимы беседы, которые проводят служители храма. Отец Сергий объясняет, что такое крестное знамение, знакомит с устройствами храма, что такое колокольный звон, что такое церковная свеча. К церковной свече отношение благоговейное, ведь она сила молитвенного горения глубоко верующего человека пред господом, его пречистую мать, святыми угодниками. С маленькой восковой свечки у детей начинается прямая связь с христианством, приобщение к христианской культуре. Чистый воск означает чистоту, а мягкость и податливость воска говорит о нашем послушании. Свеча выражает пламя нашей любви. По окончанию экскурсии по храму детей приглашают к трапезе, откушать простую пищу. Здесь тоже идёт знакомство с православными традициями. Дети с молитвой принимают пищу, после которой детская рука тянется с монеткой в руке к сосуду с пожертвованием на строительство храма. Ребята впервые соприкасаются с такими словами, как трапеза, пожертвование, крестное знамение и многие другие. В конце экскурсии фотография на память о доброй и сердечной встрече. Каждая такая встреча оставляет в душах у детей неизгладимый свет, и ребята с большим пониманием поют песни «Ангел», «Христос Воскрес!», «Послушание», «Звонят колокола», танцуют со свечами, представляя, как пламя свечи стремиться ввысь к образам и играют на колокольчиках, вспоминая пасхальные колокольные звоны или колокольные звоны Покрова Пресвятой Богородицы, танцуют величественно танец «Купола России», а музыкальные произведения «Молитва», «В церковь», более понятны детскому восприятию.
Целевые ориентиры:
О своих воспитанниках мы можем с гордостью сказать, что каждый из них добрый, отзывчивый, внимательный, сопереживающий, патриот своей Родины, уважительный к старшим, имеющий собственное мнение.
Верно, работа даёт ощутимые результаты. Слушая умиротворённую, спокойную духовную музыку, расширился кругозор дошкольника в области познавательного развития, раскрылись творческие способности детей, ребята научились сдерживать эмоции при общении со сверстниками, стали более послушные и заботливые по отношению к старшему поколению.
Как важно создать вокруг дошколят чистую духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания личности ребёнка. В этом помогли индивидуальные беседы с родителями воспитанников, которые помогают своим детям сделать свой выбор, прикасаясь к вере, узнать и почувствовать любовь, добро, красоту и истину.