Ольга Николаевна Семенихина
Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
«Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей»
Старшей группы
Выполнила:
Семенихина Ольга Николаевна,
музыкальный руководитель
Публикация «Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
ГБОУ СОШ с. Пестравка
м. р. Пестравский СПДС «Забава»
Введение.
Дошкольный период считается сенситивным для становления как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка.
В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.
Актуальна проблема качества музыкального образования детей. В «Концепции модернизации об образования на период до 2010 года» определена главная задача российской образовательной политики – «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундамента». Организация музыкального самостоятельного творческого подхода в современном обществе – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества. И решить эту задачу одному музыкальному руководителю не под силу, так как музыкальный руководитель общается с ребёнком только один час в неделю в организованной деятельности. Использование других форм организации музыкальной деятельности нечётко выражено и в методике, и в практике, так как нет должной правовой основы участия музыкального руководителя и воспитателя в музыкально-образовательном процессе.
Проблема качества образования затрагивает качество содержания и музыкального образования, которое должно обязательно отслеживаться мониторинговыми процедурами, и музыкально-педагогического процесса, обеспечивающего ребенку прохождение оптимального пути овладения знаниями музыки и о музыке.
Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных креативных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования.
Дети должны жить в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. И нам, педагогам, необходимо создать такие условия в ДОУ, которые могли бы обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка. Способствовали формированию начал личности, развивали индивидуальность и музыкальность детей. Для полноценного музыкального развития ребёнка в детском саду должен быть создан целостный центр музыкального образования детей.
Нам, музыкальным руководителям и воспитателям нужно быть рядом, вместе с детьми, отвечая, за их музыкальное образование и для этого созданы психологические условия. Но, надо сказать, в большом объеме воспитательно-образовательного процесса трудно определиться с местом музыки в повседневной жизни группы, характером решаемых задач, не от случая к случаю, а регулярно, в системе организовывать музыкальную деятельность. В настоящее время процесс системного взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем в практике довольно хаотичен и произволен. В результате от этого во многом страдает качество музыкального образования детей.
Цель моей работы – рассмотреть организацию и условия музыкальной творческой самостоятельной деятельности детей и показать систему взаимодействия воспитателя, психолога, музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста, родителями в творческой музыкальной деятельности.
Задачи: вовлечь родителей в совместную музыкальную деятельность,
обогатить отношения родителей и детей опытом эмоционально- насыщенного общения и совместной творческой деятельности,
создать развивающую музыкально-пространственную среду в группе
создать файловые папки воспитателя в группе
Актуальность данной темы предопределена работой в структурном подразделении детского сада «Забава» по теме «Организационные и психологические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей старшего возраста».
Являясь участником эксперимента, а именно для изучения теории, по выбранной мной теме, были посещены консультации, семинары, деловые игры, проведённые в ДОУ, была использована литература из библиотеки дошкольного учреждения; для практической работы использован материал из моего опыта работы.
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на
решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Старший дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребёнка и является «фундаментом в развитии самостоятельных музыкально - творческих способностей ребёнка». В основе процесса творчества у ребёнка лежит развитие интеллектуальных качеств, воображения, фантазии, речи. Достигая творческие цели, мы педагоги развиваем всестороннюю гармоничную творчески развитую личность, с Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нашего общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на:
- сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
В современном мире у старших дошкольников (по ФГОС) должны быть сформированы следующие компетенции ребё нка:
- положительное отношение к сверстникам, взрослым, и к самому себе;
- чувство собственного достоинства;
- инициатива и самостоятельность;
- развитие социального и эмоционального интеллекта;
- всесторонняя развитость;
- любознательность;
- способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- способность радоваться своим успехам и успехам других;
- активно проявлять свои музыкальные и творческие способности;
- развитие монологическая и диалогическая речь.
На практике наблюдая за детьми старшего возраста в образовательной Организации, мы педагоги заметили, что имеем противоположные результаты в самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.
Регулируя образовательный процесс в самостоятельной творческой музыкальной деятельности, выявила противоречие в развитии художественно-эстетической компетенции:
- затрудняется в сочинении танцевальных композиций;
- затрудняется в импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах (металлофон).
- не подчиняется установленным правилам поведения в игре;
- не слышит взрослого.
- не проявляет любознательность, не задает вопросы, не может справиться с заданием самостоятельно;
Мы видим противоположные действия у детей старшего дошкольного возраста: в настоящее время - возрастает количество тревожных, замкнутых детей на предложение выполнить творческое задание, редко проявляют инициативу, молчит на предложение придумать что-то самостоятельно.
Противоречия наблюдаются и в содержании образовательного процесса, он в настоящее время оставляет желать лучшего:
- нет разработанной и утверждённой программы по формированию у детей в самостоятельной музыкальной творческой деятельности.
- наличие интереса педагогов-практиков к развитию детского творчества и отсутствие научно - обоснованных методических рекомендаций по созданию психологических и педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в самостоятельной музыкальной деятельности.
- не достаточно используется инновационный метод работы (метод проектов, фольклорные, творческие, игровые.
- развивающая среда: оставляет желать лучшего: недостаточно атрибутов творческой деятельности : видеофильмов, мультимедийных пособий.
- развивающая предметно-пространственная среда недостаточно содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная.
- рассогласование требований к ребёнку со стороны педагогов и родителей.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.
На основе актуальности проблемы и выделенных нами противоречий была сформулирована тема исследования: «Организационные и психологические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей старшего возраста».
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у дошкольников.
Мы педагоги опираясь на ФГОС, должны создать психолого-педагогические условия для реализации образовательного творческого процесса в ДОО, а именно:
- поддержка положительной оценки к ребёнку;
- учитывать в образовательном процессе возрастные и индивидуальные особенности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- создание ситуации успеха;
Целью исследования является изучение творческих самостоятельных способностей детей старшего дошкольного возраста и процесс организации самостоятельной музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что музыкальные творческие самостоятельные способности старших дошкольников будут более эффективными, если использовать возможности самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии со специально разработанными материалами по развитию песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества и импровизации на детских музыкальных инструментах. Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж. Гирфлод, Е. П. Торранс, И. Фостер. В последующем большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие отечественные психологи как Л. Б. Ермолаева-Томина, Е. Л. Григоренко, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Козленко, Н. А. Ветлугина и др. В музыкальном воспитании (С. В. Акишев, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, О. П. Радынова и др.). Наиболее сенситивным (по Монтессори) для развития творческих способностей считается именно дошкольный возраст, а самостоятельная деятельность предоставляет огромные возможности для развития творческого мышления, воображения, творческой активности и творческих возможностей детей. Зачем вообще нужно развитие креативности? Можно ведь спокойно прожить и без этого качества. Креативность понадобится, творческим и околотворческим людям без нее никуда. Креативность поможет не растеряться в нестандартной ситуации, быть более гибким в процессе принятия решений. К тому же, кому хочется все время мыслить шаблонно? Когда организовываем процесс, самостоятельной творческой деятельности всегда осознаем, что каждый ребёнок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым ребенком и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей. Проблема в создании организационных и психологических условиях работы с детьми старшего возраста является очень актуальной и современной, интересует многих педагогов и психологов.
В старшей группе «Знайки» из 26 человек психолог, воспитатель и музыкальный руководитель проводили наблюдения, выявили одарённых детей. Это способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой : слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т. д. Мы знаем, что одним из важнейших факторов творческой самостоятельной музыкальной деятельности одарённых детей, является создание условий. Можно выделить пять основных условий успешного развития творческих самостоятельных способностей детей дошкольного возраста:
1. Ранее физическое развитие малыша, затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.
3. Максимальное напряжение сил для решения задачи.
4. Предоставление ребёнку большой свободы в выборе деятельности, главное здесь, не превращая свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку.
5. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в образовательной Организации.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Андрей – у мальчика ярко выражены музыкальные способности. Он любит музыку, артистичен, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Мальчик свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда он поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Его речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: он с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Мальчик отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Он легко устанавливает контакт с собеседником. Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Андреем был составлен индивидуальный образовательный маршрут в рамках программы вокального кружка.
Андрей. Возраст: 6 лет
Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психических особенностей, речи, памяти, мышления.
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи:
- раскрыть музыкальные способности;
- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;
- вовлекать в конкурсы на различном уровне;
- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах
поддержки и сопровождения способных детей.
Ожидаемые результаты:
- усовершенствована система дополнительного образования;
- участие в конкурсах;
- создана предметно-развивающая среда по музыкальному развитию;
- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
В нашей действительности рядом друг с другом проявляют творчество и особенные дети. К ним всегда проявляем внимание и помощь при выборе музыкальной самостоятельной творческой деятельности. Поэтому, рассматривая психолого-педагогический портрет особенных детей, важная задача педагогов - «не навреди». Пусть если ребёнок, придумает что - то не очень привлекательное и продлится это развлечение совсем недолго, но происходящее будет принято с одобрением, вызовет у них положительные эмоции. То вот именно тогда у ребё нка возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться с взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают». Поскольку контроль отсутствует, детям не приходится осваивать новые способы поведения, и на место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками : «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, так как их нарушение помешает мне получать удовольствие от музыкальной деятельности». Поэтому задания, подбираемые психологом и музыкальным руководителем, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания. То есть для того, чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возможностей. Сами условия, задания и взаимодействие помогут определить направление творческой деятельности, выбрать материалы, запустить механизм самостоятельного творчества и сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Развитие креативности у деток дающие неплохие предпосылки к творчеству нужно развивать постепенно от простого к сложному, поддерживать инициативу, создавать ситуацию успеха. Рассаживать детей по типу темперамента, проводить постановку спектаклей по характеристикам аудита, визуала, кинестетика. Применять разные способы организации самостоятельной музыкальной творческой деятельности : «мозговой штурм», «собери корзинку», и всегда играть, создавать непрерывное творческо-музыкальное образование в течении всего времени нахождения ребёнка в саду и продолжать его вместе с родителями предоставляя мультимедийные пособия для развития творчества у дошкольника.
Подводя итоги, выявив проблему, как музыкальный руководитель я осознаю, что развитие креативности в современном обществе необходимо. В условиях современного общества важное, значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих
Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Есть требования к кадровым условиям. Кадровое обеспечение, необходимое для реализации Программы в ДОО. Значимым фактором развития ребенка является личность музыкального руководителя. Поэтому необходимо, чтобы музыкальный руководитель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта. Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам.
Научно - методическое обеспечение - целая система форм повышения педагогической культуры, внедрения научно-педагогической культуры, научно-педагогических разработок и стимулирования педагогического творчества, учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы, для получения знаний по данной теме.
Нормативно – правовые обеспечение – это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.
Материально- технические. В методическом кабинете должна быть обеспеченность методическими материалами и средствами обучения по музыкальному детскому творчеству, включать распорядок дня, а так же особенности событий, праздников, мероприятий, организация предметно-пространственной среды. Покупка интерактивной доски, мультфильмы, картины, иллюстрации по теме «Творческие музыкальные самостоятельные игры».
Информационные. Это создание электронных образовательных пособий, использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей, подборка журналов по теме, приобретение литературы на тему: «Организационные и психологические условия реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности у детей»
Организационные. К ним можно отнести само изменение в работе музыкального руководителя. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов).
Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку были разработаны электронные дидактические игры и электронные пособия для самостоятельного творческого музыкального развития.