МААМ-картинки

Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка

Наталия Андронова
Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

«Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка»

На протяжении долгого времени в России, а еще раньше – в Европе, хорошие манеры были отличительной чертой представителей привилегированного класса. Обучить ребенка этикету означало для многих семей – обеспечить своему чаду будущее, дать ему тот багаж, который пригодится ему в обществе. На протяжении истории приоритеты в этикете несколько менялись, но основы остаются нерушимыми уже более 300 лет. Например, в начале XIX века среди аристократов состояние скуки, меланхолии было частью этикета. Но и такие качества, как скромность, доброжелательность, учтивость ценились тогда и приветствуются до сих пор. Так что же такое – этикет? Нужен ли он сегодня? Как ему обучать и в каком возрасте стоит начинать?

Публикация «Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка» размещена в разделах

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. п.) и постепенно приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения.

Работая с детьми, воспитатель уделяет большое внимание формированию этикета. Каждый день дети здороваются, общаются, собирают игрушки, умываются, одеваются на прогулку. Во всех этих случаях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников, в соответствии с ситуацией.

Воспитатель приучает детей здороваться со своими товарищами, со взрослыми. Это формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и интонация, с которой было произнесено приветствие: «Здравствуйте!» или «Доброе утро!». Ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим.

Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Поэтому воспитателю необходимо учить детей уступать друг другу, прийти на помощь, вежливо обратиться к товарищу, быть доброжелательными. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав их ценность, малыши начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для ребят нормой поведения.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно дать элементарные знания этикета. Этикет – слово французского происхождения. К нему относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Среди наиболее важных нравственных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, можно выделить:

• Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.

• Деликатность. Это качество по праву называют «сестрой вежливости». Деликатный человек никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.

• Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялась у них из добрых побуждений.

• Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям, высокая требовательность к самому себе.

• Общительность. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявлять доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. Общительный ребенок быстрее находит себе место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского коллектива, в котором формируются такие человеческие качества, как коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда унего возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность – одним словом, вызывающих эмоции. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например, утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило или взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет – побуждения к обмену впечатлениями, которые заставляют тянуться к сверстникам. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы они содействовали формированию навыков коллективизма. Важно привить ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушая игру шумным вторжением.

Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения в совместной деятельности.

Любая теория не имеет смысла без практики. Основная задача как педагогов, так и родителей заключается в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это поспособствует и его культурному развитию, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети смогут наблюдать за поведением других людей в разных ситуациях, видеть, что в приоритете для них, и проецировать эти модели поведения на себя. Они будут учиться не самим правилам, а способам взаимодействия с окружающими по этим правилам.

И самое главное! Взрослым важно помнить, что ребенок строит свои взаимоотношения с другими детьми по тем моделям поведения, которые наблюдает в обществе. Поэтому нам самим просто необходимо соблюдать правила этикета. Даже самые нескучные игры не смогут привить ребёнку хорошие манеры, если у него перед глазами не будет достойного примера для подражания в нашем лице.

Этикет за столом для детей

В понятие «хорошие манеры» входит не только умение общаться в коллективе, но и как правильно вести себя за столом. Поэтому детям начиная с самого раннего возраста необходимо знать, что можно делать во время еды, а что – нет. Причем, правила и нормы поведения за столом следует прививать не только тогда, когда вы посещаете или принимаете гостей, но и в повседневной жизни.

Этикет поведения за столом мало чем отличается от этикета для взрослых. Ключевой вопрос – как правильно объяснить малышу понятие этикета и донести до него все его аспекты и нюансы. На самом деле, все очень просто, и начать можно с личного примера. Причем делать это лучше в форме игры (ведь основной вид деятельности ребенка – это игра; именно через нее ребенок черпает для себя знания обо всем, что его окружает). В этой игре должны быть строгие правила и требования. Например, обучая ребенка пользоваться ножом и вилкой, можно рассказать историю о том, как выдуманный герой сказки, не зная правил этикета, вел себя за столом. Далее, можно рассказать о том, как другие герои помогли ему справиться с проблемой. Такое обучение не просто понравится малышу, но и вызовет в нем желание научиться справляться самому, чтобы не оказаться в подобной ситуации.

На что следует обратить внимание при обучении этикету за столом?

В первую очередь, необходимо как можно чаще сервировать стол согласно этикету. Таким образом, ребенок в кратчайшие сроки запомнит название каждого прибора и научится правильно ими пользоваться. Кроме того, эти знания останутся в памяти на всю жизнь, и в будущем, в более старшем возрасте, у ребенка не возникнет чувство неуверенности за столом.

Очень важно объяснить ребенку, что за столом:

• Надо сидеть с ровной и красивой осанкой;

• Нельзя наклонять тарелку к себе во время еды;

• Кушать надо тихо, без лишнего шума;

• Нельзя баловаться или играть с едой;

• Всегда проявлять заботу о соседях по столу.

Необходимо помнить следующее:

• Ребенка надо кормить в строго определенное время;

• Давать только то, что полагается по возрасту;

• Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо пережевывать пищу;

• Ни в коем случае нельзя кормить ребенка «через силу»;

«Когда я ем, я глух и нем» - главное правило, никаких книг и игр за столом;

• Не применять поощрение за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное;

Надо поощрять: желание ребенка есть самостоятельно; стремление ребенка участвовать в сервировке и уборке стола;

• Надо приучать ребенка тщательно мыть руки перед едой; жевать пищу с закрытым ртом; есть только за столом; правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом; вставая из-за стола, проверить свое место – достаточно ли оно чистое, при необходимости самостоятельно убрать его; окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.

В заключении хочу добавить, что и «Москва не сразу строилась». Возможно, у малыша не сразу все будет получаться: например, одновременно орудовать вилкой и ножом маленькими ручками дело не из легких. Проявите к нему терпение, ласку и внимание, и все обязательно получится!

Удачи вам!

Публикации по теме:

Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая.

Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника В наше время, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, когда страна нуждается в здоровом духовно и физически поколении, необходимо.

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования гармонично развитой личности детей раннего возраста Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей раннего возраста Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают.

Направленность личности педагога в учебном процессе Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

План формирования нравственности личности обучаемого 3–4 года Область Название мероприятия Форма проведения Месяц Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно.

Значение культуры и образования в дошкольном возрасте при становлении личности человека ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Чуева В. И., воспитатель МАДОУ «Центр развития.

Эссе «Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребёнка — основа формирования личности» Я работаю в детском саду инструктором по физической культуре. Закончив Ессентукский Педагогический колледж, и получив профессию учителя.

Занятие образовательного клуба для молодых педагогов «Значение лепки для развития личности дошкольника»Занятие образовательного клуба для молодых педагогов «Значение лепки для развития личности дошкольника» Цель: уточнить и расширить представления воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организации о значении лепки.

Значение игровой деятельности во всестороннем развитии личности детей дошкольного возраста Игра для дошкольников - это основной вид деятельности. Через игру дети познают окружающий мир, учатся радоваться и сопереживать. В игре.

Значение общения в развитии ребёнка Роль общения в развитии ребенка Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка
Опубликовано: 28 января 2017 в 12:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Андронова (УИ 1033007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД