Наталия Андронова
Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка»
На протяжении долгого времени в России, а еще раньше – в Европе, хорошие манеры были отличительной чертой представителей привилегированного класса. Обучить ребенка этикету означало для многих семей – обеспечить своему чаду будущее, дать ему тот багаж, который пригодится ему в обществе. На протяжении истории приоритеты в этикете несколько менялись, но основы остаются нерушимыми уже более 300 лет. Например, в начале XIX века среди аристократов состояние скуки, меланхолии было частью этикета. Но и такие качества, как скромность, доброжелательность, учтивость ценились тогда и приветствуются до сих пор. Так что же такое – этикет? Нужен ли он сегодня? Как ему обучать и в каком возрасте стоит начинать?
Публикация «Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка» размещена в разделах
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. п.) и постепенно приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения.
Работая с детьми, воспитатель уделяет большое внимание формированию этикета. Каждый день дети здороваются, общаются, собирают игрушки, умываются, одеваются на прогулку. Во всех этих случаях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников, в соответствии с ситуацией.
Воспитатель приучает детей здороваться со своими товарищами, со взрослыми. Это формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и интонация, с которой было произнесено приветствие: «Здравствуйте!» или «Доброе утро!». Ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Поэтому воспитателю необходимо учить детей уступать друг другу, прийти на помощь, вежливо обратиться к товарищу, быть доброжелательными. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав их ценность, малыши начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для ребят нормой поведения.
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно дать элементарные знания этикета. Этикет – слово французского происхождения. К нему относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
Среди наиболее важных нравственных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, можно выделить:
• Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
• Деликатность. Это качество по праву называют «сестрой вежливости». Деликатный человек никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
• Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялась у них из добрых побуждений.
• Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям, высокая требовательность к самому себе.
• Общительность. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявлять доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. Общительный ребенок быстрее находит себе место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского коллектива, в котором формируются такие человеческие качества, как коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда унего возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность – одним словом, вызывающих эмоции. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например, утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило или взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет – побуждения к обмену впечатлениями, которые заставляют тянуться к сверстникам. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы они содействовали формированию навыков коллективизма. Важно привить ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушая игру шумным вторжением.
Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения в совместной деятельности.
Любая теория не имеет смысла без практики. Основная задача как педагогов, так и родителей заключается в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это поспособствует и его культурному развитию, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети смогут наблюдать за поведением других людей в разных ситуациях, видеть, что в приоритете для них, и проецировать эти модели поведения на себя. Они будут учиться не самим правилам, а способам взаимодействия с окружающими по этим правилам.
И самое главное! Взрослым важно помнить, что ребенок строит свои взаимоотношения с другими детьми по тем моделям поведения, которые наблюдает в обществе. Поэтому нам самим просто необходимо соблюдать правила этикета. Даже самые нескучные игры не смогут привить ребёнку хорошие манеры, если у него перед глазами не будет достойного примера для подражания в нашем лице.
Этикет за столом для детей
В понятие «хорошие манеры» входит не только умение общаться в коллективе, но и как правильно вести себя за столом. Поэтому детям начиная с самого раннего возраста необходимо знать, что можно делать во время еды, а что – нет. Причем, правила и нормы поведения за столом следует прививать не только тогда, когда вы посещаете или принимаете гостей, но и в повседневной жизни.
Этикет поведения за столом мало чем отличается от этикета для взрослых. Ключевой вопрос – как правильно объяснить малышу понятие этикета и донести до него все его аспекты и нюансы. На самом деле, все очень просто, и начать можно с личного примера. Причем делать это лучше в форме игры (ведь основной вид деятельности ребенка – это игра; именно через нее ребенок черпает для себя знания обо всем, что его окружает). В этой игре должны быть строгие правила и требования. Например, обучая ребенка пользоваться ножом и вилкой, можно рассказать историю о том, как выдуманный герой сказки, не зная правил этикета, вел себя за столом. Далее, можно рассказать о том, как другие герои помогли ему справиться с проблемой. Такое обучение не просто понравится малышу, но и вызовет в нем желание научиться справляться самому, чтобы не оказаться в подобной ситуации.
На что следует обратить внимание при обучении этикету за столом?
В первую очередь, необходимо как можно чаще сервировать стол согласно этикету. Таким образом, ребенок в кратчайшие сроки запомнит название каждого прибора и научится правильно ими пользоваться. Кроме того, эти знания останутся в памяти на всю жизнь, и в будущем, в более старшем возрасте, у ребенка не возникнет чувство неуверенности за столом.
Очень важно объяснить ребенку, что за столом:
• Надо сидеть с ровной и красивой осанкой;
• Нельзя наклонять тарелку к себе во время еды;
• Кушать надо тихо, без лишнего шума;
• Нельзя баловаться или играть с едой;
• Всегда проявлять заботу о соседях по столу.
Необходимо помнить следующее:
• Ребенка надо кормить в строго определенное время;
• Давать только то, что полагается по возрасту;
• Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо пережевывать пищу;
• Ни в коем случае нельзя кормить ребенка «через силу»;
• «Когда я ем, я глух и нем» - главное правило, никаких книг и игр за столом;
• Не применять поощрение за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное;
• Надо поощрять: желание ребенка есть самостоятельно; стремление ребенка участвовать в сервировке и уборке стола;
• Надо приучать ребенка тщательно мыть руки перед едой; жевать пищу с закрытым ртом; есть только за столом; правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом; вставая из-за стола, проверить свое место – достаточно ли оно чистое, при необходимости самостоятельно убрать его; окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.
В заключении хочу добавить, что и «Москва не сразу строилась». Возможно, у малыша не сразу все будет получаться: например, одновременно орудовать вилкой и ножом маленькими ручками дело не из легких. Проявите к нему терпение, ласку и внимание, и все обязательно получится!
Удачи вам!