Татьяна Громова
Развитие творческой самостоятельности дошкольников в процессе аппликации с использованием ткани
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка –детский сад № 125 «Яблонька» г. Дзержинска
Воспитатель: Громова Татьяна Николаевна.
Статья на тему:
«Развитие творческой самостоятельности дошкольников в процессе аппликации с использованием ткани».
Мой интерес к этой теме не случаен и продиктован несколькими причинами:
Вопрос развития творческой самостоятельности у дошкольников я считаю актуальным.
Публикация «Развитие творческой самостоятельности дошкольников в процессе аппликации с использованием ткани» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация из ткани
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ткань. Поделки из ткани
- Темочки
Что обусловлено следующими моментами :
- концепцией модернизации отечественной системы образования
- Федеральным государственным образовательным стандартом ДО
- задачами программы «Детство», по которой мы работаем.
Не последнюю роль играют и социальные запросы родителей.
В программе «Детство» чётко выделяются уровни усвоения детьми знаний, умений и навыков. По определению И. Я. Лернера самостоятельность в дошкольном возрасте неразрывно связана с проявлением творческого начала.
Цель работы воспитателя раскрыть практическую значимость в процессе организованных и самостоятельных форм работы с воспитанниками. А решения поставленных задач должны помочь в повышении уровня развития интегративных качеств ребёнка.
В настоящее время я работаю с детьми средней возрастной группы. Но основу для художественной деятельности с использованием ткани я начала закладывать с младшей группы:
обучение начальным навыкам обращения с ножницами, материалом, знакомство с мастерской по ручному труду. И поэтому работа с тканью для наших детей не была неожиданной.
Анализируя исходную ситуацию, мы выявили, что уровень сформированности компонентов самостоятельности у детей довольно низкий. В процессе наблюдений за деятельностью детей в специально созданных условиях были частые отвлечения, неумение сконцентрироваться и принять задание, дети часто обращались за помощью к воспитателю, даже не начав использовать свои возможности.
Степень увлечённости деятельностью на начало года тоже была не оптимальной. В начале занятий при создании мотивации к деятельности активность была выше, но при появлении первых трудностей снижался темп работы, действия или прекращались, или повторялись безрезультатно.
Научные данные свидетельствуют, что к концу старшего дошкольного возраста при соблюдении оптимальных условий обучения и воспитания можно рассчитывать на высокие показатели творческой самостоятельности в разных видах детской деятельности:
В игре, - исследования Михайленко Н. Я.
В труде - исследования Буре Р. С.
В познании – исследования Поддьякова Н. Н.
В общении – исследования Кравцовой и Артёмовой.
Следовательно, нужно создавать условия для проявления детской самостоятельности в разных видах деятельности.
Важным является ещё одно условие: с детьми должен сотрудничать творчески развитый взрослый, будь то педагог или родитель. Это условие определила Галина Григорьевна Григорьева, и мы стараемся его выполнять.
Исходя из задач своей работы, условий, которые необходимо обеспечить, иисходя из возрастной дифференциации воспитанников, я определила систему форм работы по теме презентации. Система складывается из тесного взаимодействия 3-х блоков.
В первом блоке функция обучающего принадлежит педагогу. Учитывая специфику нашего дошкольного учреждения, а именно, наличие в штате руководителя по художественному ручному труду, мы выработали систему взаимодействия между специалистами. В рамках проведения непосредственно организованной деятельности, я как воспитатель, провожу с детьми 1 занятие в месяц по аппликации с использованием ткани, чередуя эти занятия с другими видами продуктивной деятельности.
Второй блок предполагает позицию равного партнёрства и сотрудничества взрослого и ребёнка.
В третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт.
При составлении плана воспитатель не должен забывать высказывание Е. А. Флериной о том, что любое обучающее занятие должно иметь «отдушину» для творчества. Наша педагогическая деятельность неразрывно связано с семьями воспитанников. Не сразу наши мамы и папы поняли, что ответственность за ребёнка, за его благополучное развитие несёт, в первую очередь, семья, что родители – тоже педагоги. К сотрудничеству с родителями стараемся
подходить неформально,помогают чувство юмора, энтузиазм и уважительное отношение к нашим мамам и папам.
В заключении я хочу отметить, что всё-таки главный результат наших педагогических усилий – не положительная динамика в цифрах и процентах, а то, что наши дети стали более самостоятельны, активны, они раскрепощены и эмоционально благополучны.