Тихненко Наталия
Развитие творческих способностей у детей 6–8 лет посредством изучения английского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Тихненко Наталия Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3» г. Губкинский, ЯНАО, учитель английского языка
"Развитие творческих способностей у детей 6-8 лет посредством изучения английского языка"
Аннотация
Публикация «Развитие творческих способностей у детей 6–8 лет посредством изучения английского языка» размещена в разделах
В данной статье приводится пример развития творческих способностей для детей 6-8 лет посредством изучения иностранного языка. Развитие творческих способностей – важная задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка. А важность развития творчества младшего школьника, его способность решать любую учебную задачу, проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Иностранный язык, как учебный предмет, может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Прежде всего, это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: литературе, музыке, истории, изобразительному искусству и др.
Ключевые слова: нетрадиционные уроки, творчество, творческие способности, игровые технологии, обучающиеся.
Актуальность, новизна
Использование английского языка в формировании творческих способностей воздействует на личность, обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует развитию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков, развитию природных ресурсов детей, их моральные качества. Оно настроено на дальнейшую активную творчески сознательную самодеятельность школьников, которая отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации и проявлению личных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, раскрывающим формирование его творческого потенциала.
Практическая значимость
Ребенок с самого раннего детства проявляет творчество, так как оно является нормой развития. Реализация таких способностей делает его жизнь значительно богаче и содержательней. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.
Таким образом, от того насколько будут развиты творческие способности обучающегося, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл.
Нормативная правовая база практики
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»). Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание опыта
Данная практика является ориентиром для педагога, который работает с младшим школьным возрастом, обучая английскому языку.
Начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета. В начальных классах занятия на английском языке должны происходить в эмоционально благоприятной атмосфере, учителю нужно формировать у младших школьников личностный интерес к стране, язык которой изучается, то есть развивать социокультурную мотивацию. Социокультурный аспект преподавания существенно повышает информационный фон урока. В практике своей работы провожу следующие уроки: урок-проект, урок творчества, урок-экскурсия, урок-спектакль. Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное – эффективные.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Бельгийский бизнесмен, наблюдавший за детьми, которые изучали грамматику в процессе игры, сказал: “It isn`t silly at all”, тем самым выражая удивление, что игра может быть забавной и серьезной в одно и то же время. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений.
Усиления игровой направленности учебных заданий играют важную роль в стимулировании мотивации овладения английским языком, поскольку игровые ситуации способствуют созданию особенного пространства учебной деятельности. Накопление коммуникативного опыта происходит на основе игровой коммуникативно направленной деятельности. На начальном этапе учебы я использую лексические, грамматические игры, которые создают благоприятный психологический климат на уроке и ощущение равенства и доступности заданий. Приведу примеры обучающих игр, которые использую в своей практике для развития разных видов языковой деятельности : “Fill the missing letters”, “Spell the words”, ”What is he doing?”, “Yes or No game”, “Guess who is he”, “Bingo” ets.
1. Развитие письма. Фрагмент: T : You know, how to pronounce the words. But do you know how to write them?
Our next game is “Word Steps”. I’m writing a word on the blackboard, you should add a word starting with the last letter.
SEVEN
A
M
E G G
2. Активизация лексических единиц. Игра “My aunt went to town” : вспомнить слова, которые связаны с темой «Продукты питания»; привести примеры лексических единиц, подставляя их в предложения «My aunt went to town and bought a bottle of milk»; pupil 1 - My aunt went to town and bought a bottle of milk and a loaf of bread; pupil 2 - My aunt went to town and bought a bottle of milk, a loaf of bread and a pound of cheese, ets. Одним из современных подходов, который существенно повышает мотивационную компетенцию и обогащает учебный процесс, является использование мультимедийных технологий и глобальной сети Интернет. Само использование мультимедийных уроков содействует развитию памяти, росту заинтересованности и позитивного отношения, к учебе предмета. На начальном этапе я использую презентации Powerpoint для ознакомления и закрепления лексических единиц по темам «Дикие животные», «Части тела», «Фрукты и овощи», «Погода» и т. д.
Формирование у учеников умений и навыков иноязычного общения предусматривает достижение ими такого уровня коммуникативной компетенции, который является достаточным для осуществления общения в процессе аудирования, чтения, говорения и письма. Эта цель тесно переплетается с методической темой моей самообразовательной работы «Формирования навыков самообразовательной деятельности учеников, как необходимое условие развития творческой личности в общеобразовательной школе».
Принцип коммуникативности я реализую на основе видов деятельности, которые направлены на:
-развитие способности достичь взаимопонимания в любой ситуации;
-получение информации путем поиска ее в устном или письменном тексте с целью последующего использования;
-прослушивание, чтение рассказов, песен, стихотворений, высказывания личного отношения, к прочитанному или услышанному;
-творческое использование языка через попытки написания короткого письма, открытки, объявления.
Принцип наглядности играет важную роль при изучении английского языка на начальном этапе. Наглядность помогает создать эффекты присутствия, формирует визуальный образ. Я применяю игрушки, рисунки, тематические карточки, медиа-презентации, видео, для введения нового лексического материала, языковых структур, моделирования ситуаций. Для развития самостоятельности учеников я даю задания, которые предусматривают изготовление собственной наглядности (нарисовать свою комнату, любимую игрушку; нарисовать семейное дерево, оформить рецепт блюда).
Таким образом я применяю разные виды учебной деятельности, а именно - групповую, парную, индивидуальную работу; работаю над развитием разных видов письменных высказываний : письмо, описания, рассказы, открытка и т. д.
Результаты реализации
Развитие творческих способностей школьников средствами иностранных языков проходит как в урочное, так и во внеурочное время. Детское творчество особенно ярко проявляется в школьных драматизациях. Так мы с малышами поставили сказку «Теремок», провели праздник театрализованных инсценировок к Рождеству. Музыкальная и художественная деятельность, сопровождающие эти мероприятия помогают создать положительный эмоциональный настрой детей и в непринуждённой обстановке развивать их творческие способности.
Участие во внеклассных мероприятиях способствует снятию психологических барьеров, мешающих самовыражению, раскрепощению учащихся, стимулирует развитие инициативы школьника, его творческих способностей.
Как мило и трогательно звучали стихотворения из уст юных декламаторов на школьном фонетическом конкурсе на английском языке. Участие в такого рода внеклассных занятиях даёт мощный стимул к овладению иностранными языками.
Результатом заинтересованности детей и родителей в изучении английского языка с раннего возраста есть и наполняемость групп занятий, проводимых по разработанной мною Дополнительной образовательной программе по английскому языку (для начинающих) «Учимся играя», продолжительностью освоения 2 года. Возраст обучающихся : 5-7 лет.
Известно, что любое творчество вызвано, прежде всего, активностью и интересом. Творческие способности есть у каждого ребёнка. Суметь разглядеть их и содействовать их развитию — задача учителя.
Список литературы
1. .Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учебноепособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М. : Центр“Академия", 2002.
3. Щавелева, Т. А. Использование ИКТ технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся. 15. Эксузян, Г. Г. Современный урок иностранного языка [Текст] / Г. Г. Эксузян // Образование в соврем. шк., 2010, №3.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2010. – № 3.