Марина Сергеева
Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Мастер-класс
интегрированного сказкотерапевтического занятия для воспитателей по теме: «Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани»
(на материале кубанской народной сказки «Золотой и огненный дождь)
Публикация «Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани» размещена в разделах
Подготовила и провела:
педагог-психолог
Сергеева М. В.
Ейск, 2018 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1. Но прежде чем мы окажемся с вами в сказке небольшое отступление в историю кубанской сказки.
Слайд 2. Казачьи сказки придумывались для того, чтобы развить способности у детей правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Казачьи сказы призывают к послушанию, так как из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник. Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники - это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора. В сказках детям прививали навыки почитания корней родства, знания и навыки для преодоления трудностей.
Сказки казаков как учебные пособия обучали хозяйствованию, ласковости, умению любить и беречь семью, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами, при встрече с опасным зверем в лесу, как развести огонь в дождь.
Слайд 3. Казачьи сказки являются, в большинстве случаев, реалистичными и историчными. И представляют особую систему сохранения и трансляции исторической памяти будущим поколениям, как систему духовной нравственности и патриотизма в семейном воспитании.
В используемых нами кубанских сказках мы находим житейский опыт, который может пригодиться современным детям в реальной жизни.
К сожалению, сегодня теряется традиция повествования сказок и передачи жизненного опыта от поколения к поколению посредством яркого и меткого языка метафоры.
Весьма распространены довольно реалистичные и жесткие анимационные фильмы и компьютерные игры, напротив, утрачивается навык общения и осмысления духовного наследия народа, которое пробуждает позитивные стремления и желания, волю к действию, вырабатывает стойкость
Слайд 4. Дети, знакомясь с кубанскими сказками, учатся размышлять над ними, искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. Мы думаем, что при таком подходе сказка не уведет ребенка от реальности, а снабдит необходимыми ресурсами для активной созидательной жизни. Благодаря своей метафоричности и скрытым смыслам, сказка помогает найти то «слабое звено», тот аспект личности, которому в данный момент и в данной конкретной ситуации необходимо преподнести волшебный урок и помочь ресурсами.
Слайд 5. Первое знакомство с кубанской сказкой происходит в процессе чтения. Здесь мы побуждаем детей высказывать свое мнение относительно сказки. Работа строится так, что каждый ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
Слайд 6. Кубанские сказки позволяют детям сосредоточиться на решении имеющейся проблемы, показывают возможность их решения, но не дают жестких рекомендаций.
Безусловно, каждая из используемых нами сказок имеет определенную направленность. Мы выбирали сказки с определенными ситуациями, схожими с теми, в которые часто попадает ребенок. Где описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с различными событиями жизни.
Слайд 7, 8. Кубанские народные подвижные игры, которые мы включаем в игровые встречи, влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции. Через игру воспитывается умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность кубанской игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей.
Слайд 9 - 11. В игровых ситуациях по кубанским сказкам используются разнообразные технологии. Здоровьесберегающие технологии включают в себя упражнения для дыхания, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
Использование песка способствует развитию мелкой моторики, помогает снять напряжение. Релаксационные упражнения с песком выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки, используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом.
Пен а – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми узорами. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект.
Педагог-психолог приглашает для участия в игровом сеансе 8 человек.
Готовы ли вы, коллеги, отправиться в путешествие, по сказке «Золотой и огненный дождь» где мы можем узнать о том, как люди живут на Кубани.
Ох, велик же белый свет!
Если ехать – краю нет!
Люди разные живут,
Сказы разные ведут.
Кто-то – беден, кто – богат,
Кто-то – участи не рад,
Кто-то – счастлив, кто-то – нет.
В чём же – счастия секрет?
А волшебную силу для путешествия по сказке нам дадут «Золотые ворота».
Кубанская игра «Золотые ворота» (кубанская музыка)
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» кладут платок.
Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки, которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к платку. Первый, взявший платок, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Педагог
Сядем рядком,
Поговорим ладком,
Посидим, друг на друга поглядим,
Приготовим ушки,
Будем сказку слушать.
Жил-был мужик с женой. Жили они хорошо, и была у них дочка. Девочка росла доброй и приветливой. Больше всего она любила, когда матушка её утром будила потешкой «Потягушки».
Педагог- психолог
Логопедическая гимнастика «Потягушки»
Потягушки-потягушки! Дети потягивают руками в стороны - вверх.
Просыпайтесь, мои ушки! Потягивают пальчиками за мочки ушей.
Просыпайтесь, мои губки! Вытягивают губки трубочкой.
Просыпайтесь, мои зубки! Показывают зубки («заборчик»).
Надувайтесь, мои щечки, Надувают щеки.
Словно два больших мешочка. Хлопают ладошками по щекам.
Глазки, глазки, открывайтесь, Проводят указательными пальцами по векам.
Просыпайтесь, просыпайтесь! Моргают.
Зубки острые, кусайтесь! Покусывают зубками сначала верхнюю губу, потом нижнюю.
Губки, губки, улыбайтесь! Улыбаются, растягивая губы.
Педагог
Мужик овдовел и взял себе другую жену. Родилась у них дочка.
Злая мачеха невзлюбила падчерицу и решила от нее избавиться.
- Отвези свою дочку в лес. И все!
Жалко было мужику дочь, да злая баба не унимается.
И повез он девочку далеко в лес, посадил он ее около елочки и говорит:
- Ты сиди, я нарублю дров и вернусь за тобой.
А сам стук да стук, и все дальше удаляется. Девочка ждала-ждала и за-дремала. Вдруг просыпается, а вокруг темно.
- Ой, где же я!
Педагог-психолог
Функциональное упражнение «Золото и огонь» (кубанская музыка)
Это упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Упражнение выполняется стоя. По команде ведущего «Золото!» участники делают интенсивные движения. Плавность и степень интенсивности движений каждый выбирает произвольно. По команде «Огонь!» участники застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела всё тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения.
В конце упражнения участники расслабляются.
Прибежала к избушке, в ней Баба-Яга жила. Увидала ее старая, обрадовалась:
- О-о! Мне помощница будет
Педагог. Девочка нарубила дров. А Баба Яга снова:
-Принеси воды! Достань платок!
Кубанская игра «Достань платок» (кубанская музыка)
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается 2-3 раза.
Баба Яга довольна у молодой казачки ручки-то умелые.
Педагог-психолог. Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
Наши руки умелые такие, Дети вытягивают руки вперед, поворачивают ладони то вверх, то вниз.
Наши руки - руки золотые.
Они умеют вышивать, Выполняют движения в соответствии с текстом.
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Борщ варить, пыль вытирать,
Миски чисто мыть,
За порядком следить. Грозят пальцем.
Вот они какие - Протягивают руки вперед.
Руки золотые.
Педагог.
Девочка помыла, постирала. Печь натопила, Бабу-Ягу выкупала. Похвалила ее старая:
- Какая ты молодец! Пойди в сад и тряхни яблоню.
Удивилась девочка: яблок-то на дереве не было. Баба-Яга - на своем:
- Тряхни яблоню!
Девочка тряхнула дерево, и посыпался на нее золотой дождь. Всю золотом ее обсыпал, такая красавица стала.
Показала ей Баба-Яга домой дорогу. Пришла она домой, увидала ее мачеха и обомлела.
- Давай и свою отвезем! - говорит она мужу.
Повез тот другую дочку в лес и оставил под той же елочкой. Пошла она по той же тропинке и добралась до избушки. Увидела ее Баба-Яга и говорит:
- Ой, мне помощница будет. Пойди, дров принеси!
- Иди и сама неси, - сказала девочка.
- Принеси воды.
- Не пойду, не буду.
Так ничего и не сделала девочка.
Педагог-психолог. Упражнение «Придумай сказку»
Педагогам предлагается нарисовать сказку, передать свои чувства с помощью материалов, которые лежат на столе (По желанию участники выбирают материал, с которым они хотят работать.) По окончанию работы педагоги обсуждают свои рисунки, делятся своими впечатлениями.
Педагог- психолог Работа с залом
Остальным участникам педагог-психолог предлагает придумать окончание сказки. Для этого нужно каждому педагогу придумать предложение, последний подводит сказку к логическому завершению.
Заключение. Педагог-психолог. Закончилось наше путешествие по сказке «Золотой и огненный дождь». Волшебная сила иссякла, мы должны вернуться в реальный мир. Может кто-то из вас почувствовал, чему учит нас эта сказка? (В сказке воспевается трудолюбие и усердие кубанской девушки).
Вот и получается: кто что заслужил, то и получил.
Педагог-психолог. Задачами игрового сеанса на основе кубанской сказки «Золотой и огненный дождь» являются:
- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;
- активизация и обогащение словарного запаса;
- сформирование у детей первичных представлений о нравственных нормах и ценностях, принятых в обществе на примере сказочных героев;
- развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем; формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;
- развивать у детей способности понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания героям сказки, доброжелательности в общении с окружающими людьми.