Наталья Толстых
Образовательный проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
Профессионально-педагогическое кредо
«Самое главное в моей жизни - это любовь к детям. Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны».
Темочки:
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые необходимо развивать с детства.
Многие великие умы считали развитие творческих способностей одной из важных стадий в развитие общества. Так американский философ и писатель Ральф Эмерсон в своих высказываниях говорил - «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить», а композитор Р. Шуман считал что: «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств, для выражения душевных состояний».
Актуальность
Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы:
«Развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности».
Цель:
- создавать условия для разнообразной музыкальной творческой деятельности детей, поддерживая замыслы и помогая найти способы их реализации.
Задачи:
- для реализации проекта мною были поставлены задачи по созданию условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности и сосредоточенного любования отдельными музыкальными явлениями.
- обучая детей навыкам пения и интонирования под музыку, развивая чувства ритма, дети учатся музицировать индивидуально и ансамблем, совершенствуют умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.
- превращаясь в сказочных персонажей, дети знакомятся с различными способами их отражения в музыке и танце.
- для мотивации улучшения детской деятельности мы привлекаем их к украшению группы к праздникам, тематическим мероприятиям, обсуждая с ребятами различные возможности и предложения.
В своей работе на практике я использую различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. В данной работе делается акцент на «Музыкально-игровое творчество». Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.
«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.). Для детей младшего дошкольного возраста предлагаю задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.
«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.
«Музыкально-игровое творчество» - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.
Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.
«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.
Взаимодействие с родителями
Мой проект помог мне взглянуть на процесс воспитания по-новому, позволил глубже и серьёзнее проанализировать свою реальную деятельность, а у родителей вызвать заинтересованность и ответственность. Я радуюсь тому, что им не безразличен внутренний мир детей его проявление. Почувствовав заинтересованность в успехах ребенка, родители моих малышей с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству.
В план проекта были включены шоу-технологии, как вид интерактивных технологий в реализации ФГОС дошкольного образования. Здесь каждый имеет возможность проявить себя, открыть в себе неизвестное. Таким образом, в форме отдыха и развлечения решаются задачи креативного мышления, творческого подхода, повышение коммуникативных навыков участников проекта.
Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя.
Музыкальное развитие по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития. Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Так же немаловажным является повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников. В связи, с чем на групповых занятиях мной проводится обучение воспитателей в области пения, этому способствует разучивание с ними музыкальных произведений для сольного и коллективного пения на праздниках и развлечениях.
Сотрудничество с социумом
Музыкальное образование осуществляется не только на уровне дошкольного учреждения, но и при взаимодействии с социальными институтами детства. Данный проект разработан содружеством всех субъектов единого образовательного пространства : детский сад, библиотека, музей, детская школа искусств, дом творчества, детские театральные студии г. Воронеж. Поэтому одно из направления проекта сохранение и развитие праздничной культуры. Это позволяет детям приобщиться к традициям семьи, общества и государства.
Ожидаемый результат
Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития. Успешность развития составляет 26 %. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты. Что является показателем развития творческих способностей детей.
Перспектива развития данной темы
Практическая значимость моего проекта может найти применение в методической и продуктивной деятельности педагога в дошкольном образовании. Но для эффективности и качества педагогического процесса нужен постоянный поиск более результативных форм и методов, направленных на повышение профессионального мастерства и качества образования.