Получи документы

Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода

Мария Медкова
Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка. Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

Целевые ориентиры, определенные ФГОС:

• Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

• Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• Ребенок способен к волевым усилиям;

Публикация «Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода» размещена в разделах

• Пытается самостоятельно придумать объяснения явления природы и поступкам людей;

• Способен к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляются все виды деятельности ребенка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостотельности. Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;

Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека

Методы и приемы поддержки детской инициативы :

Картосхемы;

Алгоритмы;

Модель обследования предмета;

Моделирование ситуаций с участием персонажей;

Индивидуально-личностное общение с ребенком;

Поощрение самостоятельности;

Выделяем 4 сферы инициатив :

• Творческая – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление.

• Целеполагания и волевого усилия – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисоание, лепку, конструирование) требующей усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.

• Коммуникативная – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, где развязываются коммуникативная функция речи.

• Познавательная – включенность в экспериментирование, простую познавательно- исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы :

• Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

• Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваются друг с другом, взрослым.

• В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску необходимых средств самовыражения.

• Общение (дети-дети, дети-взрослые)

• Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.

Взрослые тактично сотрудничают с детьми: не старатся все сразу показать и объяснить, не преподносят сразу какие-то неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Так как необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получили от этого удовольствие.

Приоритетные сферы проявления детской инициативы в зависимости от возраста:

Младший возраст

• Здесь мы побуждаем детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по цвету и форме)

• Формируем привычку самостоятельно находить для себя интересное занятие

• Знакомим детей с группой другими помещениями, сотрудниками детского сада, территорией участка

Поддерживаем интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты

• Отмечаем и публично поддерживаем успехи детей;

• Помогаем ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

• Создаем в группе положительный психологический микроклимат;

• Предоставляем детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

Старший возраст

• Способствуем стремлению детей делать собственные умозаключения;

• Создаем условия для развития театральных способностей;

• Уважаем индивидуальные вкусы и привычки детей;

• Поощряем желание создавать что-либо о собственному замыслу, обращаем внимание детей на полезность продукта для других и ли радость,которую он доставит кому-то (бабашке, маме и т. д)

• Создаем условия для разнообразной самостоятельной, творческой деятельности детей;

• Привлекаем детей к планированию жизни в группе на день и на более отдаленную перспективу, обсуждаем совместные проекты;

• Создаем условия и выделяем время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

Создаем ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

• Создаем условия для различной самостоятельной творческой деятельности

• Проводим планирование жизни группы на день и неделю

• Презентуем продукты детского творчества другим детям, родителям (концерты, выставки)

Используем такие формы поддержки детской инициативы как :

• Совместную деятельность взрослого с детьми, основанную на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком;

• Проектную деятельность;

• Совместную познавательно-исследовательскую деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;

• Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;

• Совместную деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы

• Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Если это важнейшее условие не будет выполнено, то работа по развитию инициативы не получится.

Педагогическое кредо нашего учреждения: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Публикации по теме:

Использование системно-деятельностного подхода в процессе речевого развития детей. НОД «Зайчата потерялись» «Использование системно - деятельностного подхода в процессе речевого развития детей»Подготовили и провели воспитатели: Шмидт Т. Н., Кирюхина.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Рисование воздухом» Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности. Образовательная задача: Формирование и расширение.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое.

Реализация системно-деятельностного подхода В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании путем использования развивающих технологий Слайд 2. Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении детей с 1 уровнем общего недоразвития речи ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов.

Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и.

Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного подхода МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк» САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного.

Технологическая карта с учетом системно-деятельностного подхода подготовительной группе «Флаг для Лилипутии» (А. Н. Леонтьев) Вид деятельности изобразительная. Тема: Флаг для Лилипутии. Возрастная группа: подготовительная Цель: создание условий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 14:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода» (включая файлы) размещена пользователем Мария Медкова (УИ 357315) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД