Мария Медкова
Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка. Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Целевые ориентиры, определенные ФГОС:
• Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• Ребенок способен к волевым усилиям;
Публикация «Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода» размещена в разделах
• Пытается самостоятельно придумать объяснения явления природы и поступкам людей;
• Способен к принятию собственных решений.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляются все виды деятельности ребенка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостотельности. Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;
Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека
Методы и приемы поддержки детской инициативы :
Картосхемы;
Алгоритмы;
Модель обследования предмета;
Моделирование ситуаций с участием персонажей;
Индивидуально-личностное общение с ребенком;
Поощрение самостоятельности;
Выделяем 4 сферы инициатив :
• Творческая – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление.
• Целеполагания и волевого усилия – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисоание, лепку, конструирование) требующей усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
• Коммуникативная – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, где развязываются коммуникативная функция речи.
• Познавательная – включенность в экспериментирование, простую познавательно- исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы :
• Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.
• Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваются друг с другом, взрослым.
• В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску необходимых средств самовыражения.
• Общение (дети-дети, дети-взрослые)
• Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.
Взрослые тактично сотрудничают с детьми: не старатся все сразу показать и объяснить, не преподносят сразу какие-то неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Так как необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получили от этого удовольствие.
Приоритетные сферы проявления детской инициативы в зависимости от возраста:
Младший возраст
• Здесь мы побуждаем детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по цвету и форме)
• Формируем привычку самостоятельно находить для себя интересное занятие
• Знакомим детей с группой другими помещениями, сотрудниками детского сада, территорией участка
• Поддерживаем интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты
• Отмечаем и публично поддерживаем успехи детей;
• Помогаем ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• Создаем в группе положительный психологический микроклимат;
• Предоставляем детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
Старший возраст
• Способствуем стремлению детей делать собственные умозаключения;
• Создаем условия для развития театральных способностей;
• Уважаем индивидуальные вкусы и привычки детей;
• Поощряем желание создавать что-либо о собственному замыслу, обращаем внимание детей на полезность продукта для других и ли радость,которую он доставит кому-то (бабашке, маме и т. д)
• Создаем условия для разнообразной самостоятельной, творческой деятельности детей;
• Привлекаем детей к планированию жизни в группе на день и на более отдаленную перспективу, обсуждаем совместные проекты;
• Создаем условия и выделяем время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
Создаем ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
• Создаем условия для различной самостоятельной творческой деятельности
• Проводим планирование жизни группы на день и неделю
• Презентуем продукты детского творчества другим детям, родителям (концерты, выставки)
Используем такие формы поддержки детской инициативы как :
• Совместную деятельность взрослого с детьми, основанную на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком;
• Проектную деятельность;
• Совместную познавательно-исследовательскую деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;
• Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;
• Совместную деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Если это важнейшее условие не будет выполнено, то работа по развитию инициативы не получится.
Педагогическое кредо нашего учреждения: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».