Наталья Селёдкина
«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, недопонимание педагогами значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника, недооценивание роли театра – как синтетического вида искусства, недостаточность использования интегрированного подхода к организации театральной деятельности дошкольников приводит к недостаточному использованию оптимальных возможностей театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей.
Публикация «„Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности“,» размещена в разделах
В связи с обновлением сознания дошкольного образования, его направленностью на гуманизацию, демократизацию и внедрение в педагогический процесс развивающей педагогики оздоровления вопрос о развитии творческого потенциала каждого ребенка средствами театрального искусства, является актуальным на современном этапе, так как развитие творческих способностей у ребенка, воображения, рефлексии являются важнейшими условиями полноценного развития личности. Театр помогает развить в личности ребенка его неповторимую индивидуальность.
Интегрированный подход педагогов, специалистов, родителей, педагогов дополнительного образования к организации театральной деятельности детей обеспечивает создание атмосферы творческого сотрудничества, возможность в естественных для ребёнка условиях, в интересной деятельности реализовать на практике билингвистический подход к образованию дошкольников. Беседы со взрослыми о характере и содержании музыки спектаклей, обсуждение и подготовка костюмов, декораций, развивает в детях чувство сопричастности, формирует коммуникативные способности детей.
В процессе участия в детском творческом театре, ребенок переживает процесс творческого перевоплощения, процесс создания новых образов, что способствует развитию символического мышления, эмоциональной, двигательной сферы.
Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности игр-представлений, позволяет успешно решить образовательные задачи. Воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театрализованному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого участия.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.
Развивающие возможности театра не ограничены, он предполагает ознакомление ребёнка с различными видами кукольного театра (пальчиковый, теневой, настольный, на фланелеграфе, театр игрушек, «живая рука», «бибабо», театр петрушек, и т. д., сценического искусства (музыкальные спектакли, театрализованные представления).
Игры-драматизации, инсценирование потешек, скороговорок, песен интересны для детей и вызывают у них непосредственную активную реакцию, воспитывают добрые чувства, создают возможность выразить свое отношение к зрелищам в целом и отдельным персонажам, вызывают желание подражать представлению – самостоятельно воспроизводить его с помощью игрушек, стимулируют творческую инициативу детей.
Кукольный театр, где ребята учатся управлять куклами, развивает у детей мелкую моторику. Работая над постановкой кукольных спектаклей, дети от занятия к занятию свободнее и увереннее управляют куклами, ярко и образно передавая образы, учатся изменять голос в соответствии с художественным образом сказочных героев: то говорят тоненьким звонким голосом веселого и забавного колобка, то низким, громким голосом медведя, то мягким шутливым голосом собачки. Овладевают навыками изменять тембр голоса (тихо, громко, развивают речевые способности. Сказочный и увлекательный мир театра доставляет детям большую радость.
Игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Эмоции для всех» : даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректируется поведение ребенка, развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.
В процессе работы над спектаклем дети приобретают навыки сценического искусства, развивается непосредственно артистизм, дети овладевают навыками сценических воплощений, необходимыми для участия в детском театре. Все это дает возможность ребенку раскрепоститься, воспитывает его коммуникативные качества, развивает интеллект, эмоциональную отзывчивость
В большинстве случаев в ходе спектакля чередуется разговорная речь, стихи, музыка, песня, танец. Последовательность этих моментов должна быть непрерывной, плавной, без неожиданных пауз, нарушающих общее впечатление. Слаженность, общий ритм спектакля обеспечивается тщательной подготовкой педагогов и музыкального руководителя и их высокой профессиональности.
Для успешной работы важен контакт между педагогами дополнительного образования, воспитателями, родителями. Эта связь осуществляется в процессе комплексно- тематических мероприятий.
При подготовке спектаклей необходимо учитывая возрастно – психологические особенности детей, исключая эмоциональную перегрузку, обеспечивая поддержание интерес к этому виду деятельности. Освоение детьми отдельных фрагментов спектакля, поэтапное объединение нескольких фрагментов в единое целое, внесение элементов костюмов и декораций при подготовке спектаклей помогает детям успешнее и ярче освоить роль. Необходимо стремиться создать на занятиях атмосферу праздника, чтобы маленькие актеры играли с воодушевлением, с нетерпением ждали выступления перед родителями и сотрудниками детского сада.
Развитие творчества ребенка-дошкольника требует дифференцированного подхода к каждому ребенку. Очень важно не погасить стремления к творчеству, не навязывать свое решение данного образа, не давать готового образа для подражания, а лишь побуждать ребенка к творчеству искренней заинтересованностью, внимательным чутким отношением к его творческим проявлениям. Педагогу важно учитывать индивидуальность каждого ребенка, видеть в нем неповторимую личность.
Интегрированный подход педагогов, специалистов, родителей, педагогов дополнительного образования к организации театральной деятельности детей обеспечивает создание атмосферы творческого сотрудничества.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время (на воздухе); органично включена другие занятия (музыкальные, по изобразительной деятельности физкультурные (18, и др.). Желательно заниматься по подгруппам, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.
Работа над театрализованным представлением объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя, и самое главное- это празднике, эмоциональный выплеск, восторг от участия в представлении.
В ДОУ помимо традиционных форм взаимодействия с родителями, используются инновационные – это спектакли, подготовленные силами родителей и детей. Они направлены на признание приоритета семейного воспитания. Основной акцент сделан на взаимодействие «дети – родители»
Цель-сплочение воспитанников и их родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества через театральную деятельность.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – вот цель моей работы.