Надежда Дмитриева
Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игру можно назвать ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В свою же очередь театрализованная деятельность решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, которые связаны с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Публикация «Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Участвуя в театрализованной деятельности, малыши изучают окружающий мир через образы, краски, звуки, а правильно заданные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В младшем возрасте наряду с умственным развитием необходимо совершенствовать речь детей. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь малышей, развивается звуковая культура речи, ее выразительность. Роль, которую играет малыш, произносимые слова заставляют ребенка четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность формирует социальные навыки поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей младшего дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Любимые герои являются образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
С помощью процесса театрализованных игр происходит следующее:
1) корректируется поведение у детей и активизируется словарный запас;;
2) расширяется и углубляется знание об окружающем мире;
3) развивается эмоционально-волевая сфера;
4) совершенствуется звукопроизношение, темп и выразительность речи.
В младшей группе были созданы все необходимые условия для театральной деятельности детей. Был оборудован уголок, в который были включены такие виды театра, как: матрешки-сказки, пальчиковый, кукольный, масок, игрушек, настольный.
Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. В этот период для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, простые песенки. Первое время все игры были проведены индивидуально, затем остальные дети постепенно включаются в общую игру и подходят ближе, начинают выполнять простые движения, стараются договаривать слова.
Одной из важных особенностей данных занятий является вовлечение в работу всех детей как с низкими речевыми способностями, так и тихих необщительных малышей. Дети участвуют в деятельности с удовольствием. Как показывает практика, эффективным методическим приёмом являются коллективные задания. Пассивных детей нет – все ребята изображают то косолапого медвежонка, то злого волка или хитрую лису.
Перед тем как показывать детям сказку, были проведены этюды с куклами - малыши знакомились с каждым героем поочерёдно, показывался персонаж, например, зайчик, каждому ребенку было предложено потрогать игрушку ручками, внимательно изучить ее части. Когда малыши узнавали всех героев, начинался показ самой сказки. Одно и то же произведение было показано с применением разных видов кукольного театра. Дети узнавали на картинках героев, показывали, как рычит волк, поет петушок.
Для того чтобы достичь устойчивого интереса детей к театрализованным играм были выполнены следующие требования:
1) Театрализованные игры ежедневно включались во все формы педагогического процесса;
2) Тематика содержала в себе максимум полезной информации для детей;
3) Достигалась максимальная активность детей на каждом этапе проведения и подготовки игры;
Формируя интерес к играм – драматизациям, надо много читать и рассказывать малышам сказки и другие литературные произведения.
Каждый день детям читались произведения разных жанров, стараясь голосом и мимикой показать характер героев.
На занятиях часто использовалась театрализованная деятельность, как игровой приём и форму обучения детей. Вводился персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки, позволял оживить образовательный процесс.
В течение года был разработан и составлен проект по сказке «Колобок», тематическое планирование на неделю по теме «Неделя детской книги», где прослеживалась работа по играм - драматизациям, итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка», «Курочка Ряба».
Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами.
Вместе с детьми во второй младшей мы работали над имитацией действий человека, животных, птиц. Дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки.
В течение года проводилась работа с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети изучают основы актёрского мастерства. Дети ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.
Следующая ступенька – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Были обыграны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».
С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям.
С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.
Было запланировано в течение года поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах. Элементы театрализованной деятельности включены во все виды деятельности : познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Взаимодействие с родителями
Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным является организация сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.
В процессе работе с родителями были поставлены следующие задачи:
1. Провести ознакомление родителей с различными видами театра.
2. Предложить родителям возможность и способы создания театра дома.
3. Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.
4. Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.
Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества, «Мама, спой мне песню!» (колыбельных, «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».
Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек. Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей. А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.
Таким образом, работа по развитию речи детей через театрально-игровую деятельность будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески.
Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.
Проведённая работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла определенные результаты:
1. У детей прослеживалось желание проявлять участие в играх, значительно повысился уровень их активности и инициативности.
2. С помощью театрализованной игры дети стали использовать в своей деятельности жесты, мимику, различные движения.
3. Многие дети научились управлять куклами различных видов театра на уровне своего возраста.
4. Многие дети стали сами придумывать различные сказки и истории.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания: потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Результаты проведенной работы: Начало учебного года, % Конец учебного года, %
Высокий уровень 9 16
Средний уровень 32 63
Низкий уровень 59 21
Таким образом, в результате внедрения театрализованной деятельности в работу в конце учебного года наблюдается положительная динамика у детей младшего возраста в развитии социально-коммуникативных, речевых, познавательных навыков. Так, к концу года высокий уровень увеличился на 7%, средний на 31%, а дети с низким уровнем развития данных навыков осталось 21%.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.