Марина Квачева
Развитие творческих способностей дошкольников через музыкальную игру
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей дошкольников через музыкальную игру.
Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию.
Темочки:
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах муз. деятельности.
Н. А. Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются
музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить
свои собственные музыкальные впечатления.
Предлагаю вспомнить виды музыкальной деятельности :
Музыкальное приветствие,
Музыкально-ритмические движения,
Восприятие музыки,
Пение,
Музыкальная игра,
Игра на детских музыкальных инструментах.
Все виды музыкальной деятельности можно представить в виде игры.
С детьми играют, но они не осознают, что их учат. Игра содержится в каждом моменте материала.
Творчество с игрой связано вместе. Большое значение для сохранения физического и психического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Музыкальное приветствие.
Например, тема: домашние животные. Я здороваюсь с детьми:
Здравствуйте, котята - Мяу, мяу, мяу.
Здравствуй котёнок (имя) - ребёнок поёт свою песенку котёнка. и т. д.
Музыкально-ритмические движения.
Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский) и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе на самых ранних. Кроме того, именно в движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.
Виды музыкально-ритмических движений :
Музыкально-ритмические упражнения;
Танцы, пляски, хороводы;
Игры;
Музыкально - ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений. Например, игра "Тюшки-тютюшки", "Наши уточки с утра".
Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить звучащие жесты - первые инструменты человека.
Первобытные люди перед охотой подбадривали себя прихлопами и притопами. Звучащие жесты - лучшее средство метроритмического воспитания.
Телесная, мышечная память ничего не заменит.
В 1 части из идей детей составляем тематический рефрен, добавляем звучащие жесты.
Например:
Банан, апельсин.
Лимон, мандарин.
На 2 часть все играют на звучащих жестах.
Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки. Предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно. игра - танец с атрибутами "Олевандр"
Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: фиксированные и свободные.
К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой.
Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску.
Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать характер неживых роботов и нежных бабочек или кащеи бессмертные и сказочные феи. "Контрасты", "Ледяные фигуры"
Игра "Медведь" развитие певческого творчества, развитие тембрового слуха - узнай, чей голос.
«Игра с бубном» дети младшего возраста просто ударяют в бубен, а дети постарше придумывают танец с бубном.
Сюжетная игра "Тра-та-та" развивает творческие способности передавать образ, характер, настроение различных персонажей. В зависимости от темы, это могут быть домашние или дикие животные, деревья, явления природы.
Также дети любят игру "Карусель», где каждый ребёнок может
проявить себя в игре на различных инструментах.
Восприятие музыки.
Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать,
воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.
Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки. Активное восприятие — это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества.
Штраус "Трик-трак", Делиб "На цыпочках"
Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить впечатления, развить творческие способности.
Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы
музыкальной деятельности.