Анна Лапа
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
распространять знания детей об основных составляющих природы — воде, воздухе;
обогащать представления детей о мире окружающих предметов, ознакомить детей с жизнью и обычаями народа индейцев;
учить по признакам, с помощью опытов определять свойства воздуха, формировать представление о взаимосвязи в природе (воздух, огонь, вода, земля);
развивать мелкую моторику рук, ориентацию в пространстве, двигательную активность во время занятия;
совершенствовать знания детей об объектах живой и неживой природы и их признаках;
вызывать положительные эмоции во время игр;
воспитывать бережное отношение дошкольников ко всему живому в природе.
Материалы и оборудование: глобус, дидактическая игра «Четыре стихии», «Прояви внимательность», «Очищает -загрязняет», целлофановые пакеты, перышки, баночки с водой, трубочки, камушки, коробка, загадки, бутылка, бусинки, видеоролик «Атмосфера Земли».
Ход ООД:
Воспитатель: Доброе утро, дети! Давайте все вместе поздороваемся
В детском саду Новый день.
Всем говорим «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте пошлем приветствие друг другу, передавая игрушку (дети, стоя в кругу, передают игрушку и поздравления друг другу, вспоминая разные обращения при встрече «Доброе утро!», «Привет» и т. п.
Воспитатель: Спасибо, дети. Мы с вами все и похожие и разные, но живем все вместе в одном большом доме, а в каком вы узнаете, когда прослушаете загадку.
Загадка для детей о Земле
Всех кормит, поит, а о ней не все заботятся,
А еще этот дом частенько умывается и четыре раза в год переодевается.
Воспитатель: Так какая отгадка? Да, это наша планета Земля. Вот посмотрите, что это за предмет? (воспитатель указывает на глобус).
Глобус-это макет Земли, то есть объемное изображение нашей планеты, на которой мы живем. Предлагаю рассмотреть его внимательно (дети рассматривают его и передавают друг другу).
Какую форму имеет глобус? На что он похож? Какие цвета вы видите на нем?
Воспитатель: Глобус - это модель нашей планеты Земля. Синие участки-это обозначена вода. А где есть вода на нашей планете? (ОТветы детей) Правильно, это моря, океаны, а где тонкие ниточки - это реки. Коричневый цвет- это суша, земля. Наша планета Земля окутана атмосферой, которая состоит из смеси газов. Она необходима человеку, животным и растениям для жизни. Атмосфера также защищает землю от вредного космического излучения. Обогревает и освещает нашу планету Солнце. Мы живем в окружении 4 стихий: земли, воды, воздуха и огня. И они нам необходимы.
А теперь предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Четыре стихии»
Цель:
учить детей правильно называть и различать стихии природы, способствовать элементарному пониманию ребенком взаимосвязи компонентов природы;
концентрировать внимание детей;
расширять кругозор, развивать словарный запас детей.
Правила игры: для игры понадобятся 4 больших разноцветных квадрата. Коричневый цвет символизирует землю, белый – воздух, синий-воду, красный – огонь. Предлагаю вам выбрать из предложенных картинок только те, которым нужна та или иная стихия и положить их на соответствующий квадрат. Например, на синий квадрат – картинки с изображением рыб, водный транспорт, на белый – птицы, воздушный транспорт, воздушные шарики, на коричневый – растения, машины, на красный – дом, еда)
Заходит Индеец
В. : Ой, ребята, кто это к нам пришел?
Вождь: Хау, маленький народ! Я вождь древнего народа индейцев. Меня зовут-Индеец Джо. Я прилетел из страны, которая называется Америка. Рад видеть вас.
В. Но кто такие индейцы?
Вождь: Предлагаю вам взглянуть на экран.
— Индейцы — это древний народ, проживающий в далеких от нас местах-Северной и Южной Америке. Главным у них является лучший ловкий воин и называют его – вождь.
-Индейцы были хорошими охотниками и часто охотились на диких зверей, ходили на рыбалку и плавали по реке. Их лодка называется каноэ.
-Свои дома индейцы делали из тонких веток, которые обтягивали кожей животных, корой деревьев. Внутри их дома постоянно горел костер.
-Когда индейцы болели, они обращались к своему врачу, которого называют шаманом. Он с помощью магических заклинаний лечил людей.
-Тотем — это образ священных животных, растений, это светлая добрая сила. Тотем защищает племя от беды и неудач.
Вождь: Я слышал, что вы здесь говорили о нашей матушке-земле и о ее природе. Наш народ очень чтит природу земли, потому что она дает нам все, что нужно для жизни: жилье, еду, лекарства и многое другое. А вы хотите превратиться в индейцев?
Дети: Да
Упражнение «Посвящение в индейцев»
Вождь: для того, чтобы превратиться в индейцев необходимо пройти обряд посвящения:
Следующий этап посвящения- для этого нужно выполнить задание:
Правой рукой через голову подергать за левое ухо,
Помотать головой и выбросить из нее мысли, Почесать носик.
В. Посмотрите, дети, а сколько лет нашему вождю и вам? Кому больше? Оказывается у кого больше перьев на повязке, тем больше подвигов он совершил.
Упражнение «Сделай ожерелье»
Вождь: Все индейцы очень любят украшения, однако они необычные, а волшебные, индейцы верят, что ожерелье и браслеты защищают их от неудач, помогают им быть сильными, быстрыми. Они сражаются.
В. Ребята, давайте сделаем для себя ожерелье-талисман, которое защитит вас от невзгод и принесения. Но есть определенные правила как сделать:
Оно из 6-ти различных цветов.
Упражнение «Прояви внимательность»
Цель игры: продолжать учить последовательно рассматривать и сравнивать картинки, находить между ними различия. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать речь детей.
Вождь: Индейцы были очень внимательны для того чтобы увидеть и поймать диких животных: кабанов, буйволов, оленей. Покажите, что вы у нас внимательные.
В. Сравните эти картинки и найдите их.
Вождь: Вот теперь вы настоящие индейцы!
В. Индеец Джо, а ты любишь приключения? Тогда мы тебя приглашаем с нами на поиски клада природы. А найти это сокровище нам поможет вот эта подсказка
Пройти десять шагов прямо вперед, повернуть, пройти два шага, шесть раз хлопнуть в ладоши, повернуть, найти клад.
Дети вместе с воспитателем выполняют эти действия и находят коробку, на которой написано «сокровище».
В. Дети, вам интересно узнать, что в этой коробке? Открываем? Садитесь на стульчики, я открываю коробку. Дети, в этой книге есть загадки. Давайте отгадаем. А сделает это самый внимательный.
Загадка первая о воде
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Ответы детей
— Да, это вода. Дети, как вы думаете, вода-это сокровище природы?
— Если это сокровище, то почему?
(ответы детей)
— Да, дети, вода-это сокровище природы, без воды живые существа прожить не могут. Все живое погибнет.
Вождь: Мы индейцы, когда видим, что долго не было дождя обращаемся к своим богам и просим их послать нам дождь.
В. Ребята, послушайте
Загадка для детей про солнце
Голубой платок,
Желтый клубок,
По платку катается,
Людям улыбается.
— Что это? (Ответы детей)
Да, солнышко. Дети, а солнце-это сокровище природы? Почему? Если бы не было Солнца, Земля погрузилась бы во тьму.
В. Дети, в коробке есть кувшин. Может, в нем сидит Джинн, который исполняет желания? Попробуем?
Дети трут кувшин. Слышен голос.
Добрый день, дети!
В. Добрый день! Кто ты? Почему не выходишь к нам?
Голос. Я тоже сокровище природы. Зовут меня невидимкой. Найдите меня, дети.
Воспитатель. Невидимка! Невидимка! Не исчезай, подскажи, где нам тебя искать?
— Невидимка исчез. Дети, что же нам делать? Где искать Невидимку?
Вождь: Индейцы любят всякие приключения, путешествовать. Я вам помогу. Чтобы путешествие было удачным, интересным, нам поможет танец.
Вождь: Для того чтобы добыть крупного зверя и охотиться за ним, нужно было приплясывать у костра. Вот дрова есть, а огня нет
В. А как же нам развести огонь, если у нас нет спичек?
Вождь: Для того чтобы разжечь огонь мы используем камешки или палочки. Попробуем.
Вождь: Попробуйте постучать камешки друг о друга.
Вы должны взять в руки свои палочки сначала, а потом быстро тереть друг об друга их. Вот и зажгли мы огонь.
Физкультминутка
А теперь повторяйте за мной:
— Руки вверх-покачайтесь как дерево,
— Попрыгайте на левой ноге,
— Покружитесь вокруг себя,
— Возьмитесь за руки и сделайте два круга.
В. : вот плывет тучка, может, она доведет нас к Невидимке? Идем за тучкой.
Тучка привела она нас к солнышку. Давайте спросим у Солнышка, не видело ли оно Невидимку.
Опыты с водой и воздухом
Давайте сядем за столы. Возьмите трубочку, один конец опустите в стакан с водой, а во второй подуйте. Почему у вас были пузыри дети?
— Дети, а давайте подумаем, зачем нам воздух. Закройте носик и ротик, что чувствуете?
— Значит, воздух подходит для того, чтобы и люди, и животные, и рыбы могли дышать.
— Дети, а где лучше дышится — в лесу или в городе? Это потому, что деревья производят такой необходимый для нас кислород и заполняют им атмосферу. Деревья, кусты, комнатные растения очищают воздух, а поглощают тот газ, который мы выдыхаем (углекислый). Итак, леса, парки можно назвать легкими нашей Земли. А чтобы она была здорова, она должна дышать чистым воздухом, пить чистую воду.
Воспитатель брызжет дезодорантом.
— Что вы почувствовали? Воздух не имеет никакого запаха, а перенимает его. Воздух загрязняется выхлопными газами от автомашин, из заводских труб. И только растения могут очистит. воздух. Чем больше будет растений на нашей планете, тем лучше нам будет дышать. Мы должны сажать деревья и никогда не мусорить на улице. Беречь природу.
Воспитатель: Воздух необходим и человеку, и животному, и всему живому. Так какой воздух нужен нам всем для жизни? Что должны делать люди, чтобы дышалось всем легко? А что еще загрязняет воздух? Предлагаю всем поиграть в игру
Дидактическая игра «Очищает — загрязняет»
Цель игры:
закреплять экологические знания детей о воздухе, что его загрязняет, а что очищает;
развивать внимание, память, мышление, восприятие, наблюдательность;
воспитывать экологическое воспитание, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Вождь: Дети, как выдумаете, что было бы на Земле, если бы не было воды, или земля, или огня? Почему?
Вождь: Наш народ очень чтит природу земли, потому что она дает нам все, что нужно для жизни: жилье, еду, лекарства и многое другое.
Итог. Рефлексия
В: Так почему мы должны сохранить природу?
(Ответы детей)
В: Ой, сколько интересного и полезного мы узнали, но уже пора завершать наши поиски. Дети что мы с вами делали сегодня на занятии? С кем вы познакомились? Что нового узнали?
Вождь: Мне также нужно возвращаться домой, к своему племени. И в память о себе я вам дарю в группу вот эту замечательную игру «Дартс»
В: Спасибо тебе индеец Джо за такой замечательный подарок, мы будем вспоминать тебя.