Анастасия Фесенко
Развитие творческих способностей детей дошкольного через музыкально-ритмические движения
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через музыкально-ритмические игры».
Подготовил:
Фесенко А. А.
г. Каргат, 2019г.
«В душе каждого ребенка есть
невидимые струны; если
тронуть их умелой рукой, они
красиво зазвучат».
М. Горький.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного через музыкально-ритмические движения» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Обращенность современной системы образования к культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в дошкольном возрасте. Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, А. В. Кенеман, З. Фрейд, Т. Г. Казакова, В. Глоцер, Б. Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л. С. Выгодский, Л. А. Баренбойм, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина). Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.
Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы:
• Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
• Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.
• Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
• Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению.
• Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
• Привлечь внимание педагогов и родителей к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.
На музыкальных занятиях, в музыкально-ритмической деятельности, ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развивается духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Основная цель включения на занятиях и в режимных моментах музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр :
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
3. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
4. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.
5. Развитие музыкальной памяти.
6. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
7. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через движения и литературный текст.
8. Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.
9. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
10. Формирование правильности осанки, красивой походки.
11. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
12. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
13. Развитие способностей фантазии и импровизации.
14. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы, умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
Занятия музыкой и музыкально-ритмическими движениями помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Музыкально-ритмические занятия связывают хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, с различными формами творчества.
Многие игры посвящаются раскрытию у детей какой-либо эмоции. Каждый ребенок придумывает движения для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих движений, где они могут выразить свои чувства в различной форме.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.
Всестороннее развитие детей осуществляется посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения, а также через развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят регулярно в музыкальном зале, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными, развивается интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», которое проявляется в желании сообща заниматься музыкальной деятельностью, а в частности ритмическими движениями.
Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками, песенками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания попевочек используются любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.
Музыкально-ритмические игры способствуют более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. На занятиях пробуждается пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях. Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Совместно с детьми придумываем способы воплощения и передачи увиденного,что дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.
Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс музыкально-ритмических занятий приносит детям истинную радость и развивает способность к самовыражению в творчестве.