Получи документы

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами арт-терапии (различные техники бумагопластики)

Калякина Ирина Петровна
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами арт-терапии (различные техники бумагопластики)
▼ Скачать + Заказать документы

(различные техники бумагопластики)

В настоящее время арт-терапия широко используется в коррекции различных отклонений и нарушений развития ребенка, используя внутренние механизмы саморегуляции и исцеления личности.

Публикация «Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами арт-терапии (различные техники бумагопластики)» размещена в разделах

Арт-терапия особенно не обходима для детей-инвалидов, которые в силу физических особенностей своего здоровья зачастую ограничены в социальных контактах. Внутренний мир ребенка, вне зависимости от возраста, очень сложный. Еще более сложный внутренний мир ребенка-инвалида. Такие дети в период лечения получают сильнейшую психологическую травму, теряют связь с внешним миром, навыки самообслуживания, контакты со сверстниками. Как же помочь таким детям приобрести уверенность в себе, обрести способность к адаптации, научить ребенка самовыражаться, а также увидеть «всю цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный вкус» Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Искусство во всех своих проявлениях всегда дарит детям яркие впечатления и положительные эмоции. Наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами гармонизации и самоисцеления.

В настоящее время существуют и успешно используются такие форма терапии, как: цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, глинотерапия, песочная терапия, фототерапия, драматерапия, терапия танцем, бумагопластика, игровая терапия и др.

Положительный арт-терапевтический эффект достигается при использовании различных техник из бумаги. Работа с бумагой в таких техниках, как квиллинг, оригами, аппликация предоставляет большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами.

Техника оригами позволяет устанавливать контакт даже с самыми трудными детьми. Часто больные дети не очень хорошо контактируют с педагогом арт-терапевтом. Но стоит превратить пустой лист бумаги в веселую ворону, прыгающую лягушку или цветущий лотос, как понемногу появляется интерес. Можно использовать готовые изделия из бумаги для создания из них новых композиций. Это даст ребенку возможность чувствовать себя более уверенно, чем при рисовании. Для детей младшего возраста подойдет гофрокартон. Забавные фигурки из этого материала освоят даже малыши. Они с удовольствием скручивают цветные полоски в диски и спирали, создают из них изображения различных животных, цветы и картины.

Из бумаги можно сделать пальчиковый кукольный театр и обыграть знакомые сказки. Своими руками можно из бумаги создать разнообразные головоломки. Все это внесет новые яркие аспекты и разнообразие на занятиях арт-терапией. Практика использования оригами в арт-терапии дает положительный эффект Занятия оригами способны развить логическое и пространственное мышление, диагностировать и корректировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей.

Подросткам можно предложить квиллинг. Бумажная техника позволяет параллельно ввести еще один метод арт-терапии - терапию цветом. Цветные полоски квиллинга подойдут для работы детям, которые сомневаются в своих способностях. Спиральки делаются по шаблону, а потом соединяются в орнамент. Таким образом, ребенок не имеет никаких рамок, может выражать себя свободно и без ограничений. Такая работа позволяет сосредоточиться на процессе, а не на результате, дает чувство защищенности и помогает расслаблению. Польза таких занятий состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности. Такую технику можно предложить детям с плохим зрением, и детям с ограниченными возможностями передвижения. Занятия оригами способствуют развитию памяти, мыслительного процесса, конструктивного мышления. Развитие тонкой моторики, благодаря таким занятиям, напрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка.

Коллаж - является одним из самых эффективных методов работы с детьми, который не вызывает переживаний, связанных с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние ребенка в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности. Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые ребенком картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними. В работе над коллажем у ребенка больше свободы в исполнении, чем в рисунке. Такая работа позволяет выходить за рамки предложенного листа, наклеивать однкартинки на другие, отрывать рисунки и т. д. Огромное количество материалов (бумага, ткань, фотографии, вырезки из журналов и газет, открытки) дает безграничную свободу творчества. Такая техника может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с группой и иметь неограниченное количество тем и возможностей.

Занятия аппликацией позволяют работать с самыми маленькими детьми. В процессе таких занятий ведется работа над развитием речи, диагностика эмоционального состояния ребенка, его актуальных потребностей. Обыгрывая сюжет, взрослый вовлекает ребенка в непосредственное общение. Для занятий аппликацией выбираются сюжеты близкие опыту детей соответствующего возраста. Они помогут специалисту разобраться и систематизировать уже имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире. Такие занятия предполагают совместную деятельность ребенка и взрослого в игровой форме. Занятия аппликацией позволяют дать детям представление о форме, цвете, пространстве, а, так же знания о природе и человеке. Особенно дети любят заниматься в технике обрывной аппликации, где используется методика работы двумя руками. Эта методика дает положительные результаты в работе с детьми, требующими особого внимания. В основе методики - работа двумя руками в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью развития у детей мелкой моторики левой руки, что приводит к укреплению связи между левым и правым полушариями головного мозга и значительно повышает способность к реабилитации и саморегуляции организма ребенка в целом Особенно эффективна эта методика при работе с пластилином и в технике обрывная или «рваная аппликация», где приходится работать обеими руками и задействовать каждый пальчик.

Педагогический опыт работы показывает, что занятия различными видами искусства дают обучающимся «углубленные знания о возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание заниматься художественно-творческой деятельностью» Если ребенок сумеет понять, что имея успех в отображении своих чувств, мыслей, эмоций, при создании уникальных рисунков и поделок, то у ребенка откроется возможность реализовать себя не только в творчестве, но и в общении со сверстниками. Их взаимодействие с миром станет более уверенным и доступным, а кругозор более широким. Успех в творчестве в психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Психика ребенка становиться более гибкой и это свойство позволяет ему быть более адаптивным к окружающей действительности, что позволить решать вопросы социализации подрастающей личности.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами арт-терапии (различные техники бумагопластики)
Опубликовано: 21 января 2022 в 18:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами арт-терапии (различные техники бумагопластики)» (включая файлы) размещена пользователем Калякина Ирина Петровна (УИ 705110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД