Хлопина Светлана
Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.
Сухомлинский В. А
Публикация «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Проблема развития связной речи детей является одной из самых важных, сложных и актуальных. К числу важнейших задач работы с детьми является формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Как показывает практика, особую роль в развитии связной речи принадлежит театрализованным играм. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия.
Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку. Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Сказка радует детей своим оптимизмом. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания. За время своей работы я столкнулась с тем, что многие из детей, в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У многих детей отмечен недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально невыразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используются короткие и простые предложения.
Становясь участником сказки, примеряя на себя роль героя, ребёнок, как будто, забывает о своих проблемах, увлекается игрой в театр. Я считаю, что эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через игру, фантазирование, сочинительство. И все это может дать театрализованная деятельность.
Активно использую в своей работе следующие виды сказок:
• Сказки и рассказы с новым концом
Логопед просит ребенка закончить сказку так, чтобы Теремок не пострадал, и все герои могли бы жить дружно: «… ты Медведь большой, тебе будет мало места в Теремке. А мы все дружно тебе поможем построить новый Терем.»;
• Сказки без середины: «Однажды ….Вдруг мы увидели…. … Теперь мы лучшие друзья.»;
• Составление сказок из аналогии известных сказок; сказки из превращений:
Я превращаюсь в Дюймовочку, буду жить в замках хозяйки, и я ….
В бабочку :Как хорошо летать над цветочками – все видно. Но вот однажды…;
• Сказки о любимых игрушках – о которых дети очень любят рассказывать (от имени самих игрушек – кукол, животных, роботов);
• Сказки на новый лад, где знакомые герои в новых обстоятельствах.
Театрализованная деятельность формирует у детей умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, точность произнесения поставленных звуков, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом.
Кроме того, дети осваивают разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы – рукавички, затем перчаточные и так далее, а также умение водить куклу за настольной ширмой.
Имеются различные виды театров, некоторые из них я вам представлю:
• Пальчиковый театр.
• Теневой театр. Плоскостные куклы показывают на освещенном экране в виде силуэтов.
• Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.
• Театр из картона. Картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.
• Театр на фланелеграфе.
• Театр рукавички.
• Настольный деревянный театр.
• Театр кукол с «живой рукой».
Целенаправленное использование средств театрального искусства повышает уровень развития связной речи у детей и развивает их индивидуальные творческие способности.
Результатом работы над кукольной театрализацией сказок являться развитие не только связной речи и всех компонентов языковой системы, но и личности ребенка в целом.
Используемая литература:
1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. –М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-136с.
2. Колодяжная Т. П., Маркарян И. А. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» Методическое пособие. Ростов –на –Дону, 2009г. -131с.
3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.- 128с.
4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр –творчество-дети» : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, М. : АРКТИ, 2004г. -208с.
5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет/ Под редакцией О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. -144с.